с
л
о
в
а
р
ь

П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
.


АНТРОПОЛОГИЯ - АНТРОПОЛОГИЗМ - АНТРОПОМОРФИЗМ

 



Антропо... (греч. anthropos - человек), составная часть сложных слов, указывающая на отношение их к человеку.

Антропология
(от греч. anthropos человек, и logos - понятие, учение) - научное изучение человечества, особенно его происхождения, развития (эволюции), обычаев и верований.
Антропология включают обычно, кроме естеств. истории человека, также этнографию, археологию, содержит след. осн. разделы: морфологию человека, учение об антропогенезе и расоведение.
С сер. 20 в. усиленно развивается комплекс дисциплин, объединяемых под назв. "биология человека".

В понятие "биология человека" нек-рые учёные включают почти всё содержание антропологии, обогащённое методами и фактами смежных биол. дисциплин.
Правильнее подразумевать под этим термином лишь очень важный раздел
антропологии, изучающий физиол., биохим. и генетические факторы, влияющие на вариации строения и развития человеческого организма. В частности, сюда должны входить исследования гемоглобинов крови, групп крови, явлений близнецовости, связей конституции человека с его физиол. и хим. особенностями и с его наклонностями к тем или иным заболеваниям; сюда же должны войти изучение наследственности нормальных признаков и популяционная генетика, охватывающая разнообразные вопросы (напр., устойчивость типа во времени, роль метисации и изоляции в пределах однородных по расовому составу групп).

Не менее важно изучение влияния на морфологию человека питания, климата, состава почвы и воды, его способностей к адаптации в разных условиях среды.

Естественнонаучная и медицинская антропология определяет место человека в царстве живых существ (см. Теория происхождения видов) и изучает его телесную организацию, которой он отличается от последних. К ней относятся анатомия, физиология, учение о расах и т.п.

Морфология человека подразделяется на соматологию и мерологию.
Соматология изучает закономерности индивидуальной изменчивости человеческого организма в целом, половой диморфизм в строении тела, возрастные изменения размеров и пропорций от зародышевого периода до старости, влияние различных биол. и социальных условий на строение тела, конституцию человека. Этот раздел наиболее тесно соприкасается с медициной и имеет существ. значение для установления норм физ. развития и темпов роста, для геронтологии и т.п.
Мерология изучает вариации отд. частей организма. Сравнительно-анатомические исследования, входящие в мерологию, посвящены выяснению сходств и различий каждого органа тела и каждой системы органов человека по сравнению с др. позвоночными животными, гл. обр. млекопитающими и в наибольшей степени с приматами. В итоге этих исследований выясняются родств. связи человека с другими существами и его место в животном мире.

Палеоантропология изучает костные остатки ископаемых людей и близких родичей человека - высших приматов. Сравнит. анатомия и палеоантропология, а также эмбриология служат выяснению проблемы происхождения человека и его эволюции, вследствие чего они входят в учение об антропогенезе, тесно связанное с философией, а также с археологией палеолита, геологией плейстоцена, физиологией высшей нервной деятельности человека и приматов, психологией и зоопсихологией и др. В этом разделе антропологии рассматриваются такие вопросы, как место человека в системе животного мира, отношение его как зоол. вида к др. приматам, восстановление того пути, по к-рому шло развитие высших приматов, исследование роли труда в происхождении человека, выделение стадий в процессе человеческой эволюции, изучение условий и причин становления человека совр. типа.

Расоведение - раздел
антропологии, изучающий человеческие расы, иногда не вполне точно наз. "этнической"  антропологией; последняя относится, строго говоря, только к изучению расового состава отд. этносов, т.е. племён, народов, наций, и происхождению этих общностей.
Расоведение же, помимо названных проблем, изучает также классификацию рас, историю их формирования и такие факторы их возникновения, как селективные процессы, изоляция, смешение и миграции, влияние климатич. условий и вообще географич. среды на расовые признаки.
В той части расовых исследований, к-рые направлены на изучение этногенеза,
 антропология ведёт исследования совместно с языкознанием, историей, археологией.
При изучении движущих сил расообразования
 антропология вступает в тесный контакт с генетикой, физиологией, зоогеографией, климатологией, общей теорией видообразования.

Изучение рас в
 антропологии имеет значение для решения мн. проблем. Оно важно для решения вопроса о прародине человека совр. вида, использования антропологич. материала как ист. источника, освещения проблем систематики, гл. обр. малых систематич. единиц, познания закономерностей популяционной генетики, уточнения нек-рых вопросов мед. географии.

Философская антропология представляет собой не столько отдельную философскую дисциплину (в том виде, в каком она была первоначально обоснована О. Касманом), сколько опирающуюся на труды Макса Шелера философскую концепцию, которая охватывает реальное человеческое существование во всей его полноте, определяет место и отношение человека к окружающему миру.
Античное мышление было обращено к космосу и природе, к человеку же лишь постольку, поскольку он связан с ними.
В период средневековья человек рассматривался как составная часть божественной упорядоченности в мире.
В новое время человека затмил его собственный разум или даже абсолютный разум Вселенной, и человек стал познающим субъектом. Начиная с Шеллинга и Кьёркегора, совершается поворот европейского мышления в сторону индивидуальной и исторической конкретизации человеческого существования и понятия жизни (см. Философия жизни).
Через Ницше и Шелера развитие шло дальше к экзистенциализму, в котором философская антропология нашла свое временное завершение.
Значительный вклад в философскую антропологию был внесен психологией и благодаря попыткам уточнить понятие личности. Необходимость решения вопросов, выдвигаемых философской антропологией, в связи с учетом развития др. наук привела к возникновению целого ряда областей антропологии: социологической антропологии, педагогической антропологии, теологической антропологии и др.

Антропологизм - учение, считающее естественнонаучную медицинскую антропологию универсальной наукой о человеке.
Представители антропологизма усматривают в понятии "человек" осн. мировоззренч. категорию и утверждают, что только исходя из неё и можно разработать систему представлений о природе, обществе и мышлении.
Сторонники
антропологизма отстаивают либо материалистические, либо идеалистические взгляды.

Наиболее значит. представителями материалистического
антропологизма были К. Гельвеции, Л. Фейербах и Н. Г. Чернышевский. Ввёл и универсально обосновал антропологический принцип в философии Фейербах. Категория "человек" была выдвинута им как антитеза "идеи" и "духа" - понятий, в к-рых резюмировался господствовавший в тот период объективный идеализм.
Начиная со 2-й пол. 19 в. быстро развиваются идеалистические варианты
антропологизма (Ф. Ницше, В. Дилътей, Г. Зиммель). Наиболее полное его обоснование было дано М. Шелером, одним из создателей совр. идеалистич. философской антропологии.
Её приверженцы (А. Гелен и др.), а также близкие им по духу философы-экзистенциалисты выдвигают категорию "человек" в качестве антитезы понятий "общество" и "природа".

Антропоморфизм (от греч. anthropos - человек и morphe - форма, вид) - перенесение человеческих свойств на природу или на понятие Бога, наделение человеческими психическими свойствами предметов и явлений неживой природы, небесных тел, животных, мифических. существ.

Как способ мышления антропоморфизм свойствен психике ребёнка. (см. Детская психология)
Антропоморфизм - перенесение облика и свойств человека на вымышленные предметы, присущее большинству религ. представлений о богах и др. сверхъестеств. существах. Антропоморфными, в частности, являются обычно боги т н. высших религий, хотя в теологии это обстоятельство отрицается.

Элементы антропоморфизма иногда проникают и в научное познание.
Антропоморфными по своему происхождению являются, напр., термины "работа", "напряжение" и т.п., хотя их реальное содержание давно утратило связи с их происхождением.
В нек-рых областях знания антропоморфные представления оказываются весьма прочными (напр., в зоопсихологии). Нек-рые исследователи наделяют животных человеч. мыслями, чувствами, даже этикой.
В современной научной ("продолжительность жизни" частиц и пр.), технической, в частности кибернетической, лит-ре антропоморфное употребление понятий (машина "запоминает", "решает задачу" и т.п.) основано на объективном сходстве принципов функционирования и результатов действий человека и машины; оно является вполне законным, если при этом учитывается различие процессов по существу.

 (А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум