с
л
о
в
а
р
ь

П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
.


ПРИРОДА


Природа (от греч. physis, от phyein возникнуть, быть рожденным; лат. natura, от nasci - то же самое) - то, что существенно для каждого сущего с самого его возникновения. Поэтому словом «природа» обозначается как первоначальная сущность (ядро) вещи, так и совокупность всех вещей, не тронутых человеком.

С точки зрения своего происхождения и существования человек сам является частью природы. В этом смысле природа по содержанию есть совокупность, сумма всей непосредственной деятельности, всех вещей и событий в их всеобщей связи; формально - бытие вообще: Она есть все (Гёте).

Сферой, противоположной природе, является дух во всех формах его проявления, в частности в форме культуры (или цивилизации).

В человеке обе сферы граничат друг с другом. Именно это единство природы и духа в человеке и составляет его человеческую сущность, позволяет ему отделить себя от природы (и от своей собственной жизненной сферы), исправить природу и самого себя в соответствии со своими материальными и духовными потребностями и расширить окружающую его среду до размеров мира.

Природа и дух полярно противоположны и одновременно тесно связаны друг с другом.
«Кто хочет наивысшего, должен хотеть всего; кто рассуждает о духе, должен рассуждать и о природе, кто говорит о природе, должен предполагать дух или втайне подразумевать его. Мысль нельзя отделить от того, о чем думаешь, желание - от того, что возбуждает его» (Гёте).

Как венец творения и посредника между природой и культурой, иначе говоря, историей рассматривал человека Гердер (подобно Песталоцци);
Гегель же, напротив, толковал природу как временно скрытый и бессильный дух.
Пантеизм приравнивал природу к Богу, теизм разделял их.

Душевно-духовные отношения человека к природе простираются от почитания природы как одухотворенно ощущаемой (см. Анимизм) через нерефлектированное, непосредственное переживание природы, т.е. чувство природы, вплоть до понятия природы в философском смысле, которое образовалось в ходе исследования природы, развития науки о природе; правда, данное понятие природы означает, на что указывал уже Кант, в значительной мере формальное и абстрактное упрощение первоначального переживания природы (природа как «существование вещей, поскольку оно предопределено всеобщими законами», как «совокупность всех вещей, поскольку они могут быть предметами наших чувств, а вместе с тем и предметами нашего опыта»).
Природа наряду с историей является источником всего апостериорного познания (см. Натурфилософия).

 (А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум