|
Природа (от греч. physis, от phyein возникнуть, быть рожденным; лат. natura,
от nasci - то же самое) - то, что существенно для каждого
сущего с самого его
возникновения. Поэтому словом «природа» обозначается как первоначальная сущность
(ядро) вещи, так и совокупность всех вещей, не тронутых человеком.
С точки
зрения своего происхождения и существования человек сам является частью природы.
В этом смысле природа по содержанию есть совокупность, сумма всей
непосредственной деятельности, всех вещей и событий в их всеобщей
связи;
формально - бытие вообще: Она есть все (Гёте).
Сферой, противоположной природе,
является дух во всех
формах его проявления, в частности в форме
культуры (или цивилизации).
В человеке обе сферы граничат друг с другом.
Именно это единство природы и духа в человеке и составляет его человеческую
сущность, позволяет ему отделить себя от природы (и от своей собственной
жизненной сферы), исправить природу и самого себя в соответствии со своими
материальными и духовными потребностями и расширить окружающую его среду до
размеров мира.
Природа и дух полярно противоположны и одновременно тесно
связаны друг с другом.
«Кто хочет наивысшего, должен хотеть всего; кто
рассуждает о духе, должен рассуждать и о природе, кто говорит о природе, должен
предполагать дух или втайне подразумевать его.
Мысль нельзя отделить от того, о
чем думаешь, желание - от того, что возбуждает его» (Гёте).
Как венец творения и
посредника между природой и культурой, иначе говоря, историей рассматривал
человека Гердер (подобно Песталоцци);
Гегель же, напротив, толковал природу как
временно скрытый и бессильный дух.
Пантеизм приравнивал природу к Богу, теизм
разделял их.
Душевно-духовные отношения человека к природе простираются от
почитания природы как одухотворенно ощущаемой (см.
Анимизм) через
нерефлектированное, непосредственное переживание природы, т.е. чувство природы, вплоть до
понятия природы в философском смысле, которое
образовалось в ходе исследования природы, развития науки о природе; правда,
данное понятие природы означает, на что указывал уже Кант, в значительной мере
формальное и абстрактное упрощение первоначального переживания природы (природа
как «существование вещей, поскольку оно предопределено всеобщими законами», как
«совокупность всех вещей, поскольку они могут быть предметами наших
чувств, а
вместе с тем и предметами нашего опыта»).
Природа наряду с историей является
источником всего апостериорного познания (см.
Натурфилософия).
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
|
|
|