|
Умозаключение - формальнологический прием, состоящий в
мысленном выводе из
нескольких суждений, предпосылок или посылок одного суждения - вывода.
В
простейшем случае умозаключение состоит из двух посылок и вывода - такое
умозаключение называется силлогизмом; умозаключение, содержащее более чем
две посылки, должно быть разбито на ряд силлогизмов.
В силлогизме субъект
предложения, составляющего вывод, называется меньшим термином,
посылка, которая
его содержит, - меньшей посылкой;
предикат вывода - большим термином,
содержащая
его посылка - большей посылкой;
понятие, имеющееся в обеих посылках, но уже не
представленное в выводе, называется средним термином.
В зависимости от того,
выступают ли больший и меньший термины посылок как субъект или как предикат,
возможны 4 фигуры силлогизма;
1) М есть P;
S есть М, следовательно, S есть Р;
2) P есть М; S есть
М и т. д.;
3) М есть P; M есть
S и т. д.;
4) P есть M; M есть
S и т. д.
Из того факта, что посылки могут быть общеутвердительными или
общеотрицательными, частноутвердительными или частноотрицательными, следует, что
схематично существует 4 х 16 = 64 модуса, т.е. вида умозаключения, из них
только 19 ведут к правильному выводу.
Ошибки в умозаключении, которых следует
избегать:
1) не должно быть учетверения термина (quaternio terminorum);
2) из
двух отрицательных или из двух частных посылок нельзя получить вывода (а также,
конечно, из двух частноотрицательных).
Очень часто умозаключение (при опущении
большей посылки) бывает сокращенным - энтимема (напр.: «Опасное запрещено,
прислоняться опасно, следовательно, прислоняться запрещено», или иначе:
«Прислоняться нельзя! Опасно!»).
Цепь умозаключений возникает благодаря тому,
что вывод одного умозаключения (просиллогизма) становится посылкой в др.
умозаключении (эписиллогизме).
Нечто иное представляет собой сорит.
До
сих пор предполагалось, что суждения умозаключения являются категорическими - категорическое умозаключение;
но они могут быть и гипотетическими -
гипотетическое умозаключение.
Т.н. разделительное умозаключение (см.
Дизъюнктивные суждения) является разновидностью категорического
умозаключения.
Для всех умозаключений имеет силу следующее положение: вывод
умозаключения выводится из более слабой части (слабой в этом смысле является
отрицательное, частное, гипотетическое - в противоположность утвердительному,
всеобщему, категорическому). В таком смысле умозаключения по аналогии,
индуктивные (см. Индукция) и вероятностные (см. Вероятный), хотя
их и называют умозаключениями, не являются таковыми.
Умозаключение апологическое (от греч. apagoge - уводить, лат. abductio) -
умозаключение, совершаемое при наличии достоверной большей посылки и меньшей
посылки, представляющей собой суждение, в истинности которого нет уверенности,
хотя и предполагается, что оно истинно (у Аристотеля).
Апагогическое (косвенное)
доказательство есть доказательство от противного (deductio ad absurdum).
Умозаключение ошибочное - в
логике такое умозаключение, из которого
получается ложный вывод (ненамеренно), хотя посылки могут быть истинными.
Намеренно ошибочное умозаключение называется софизмом.
Неправильное умозаключение
- вывод, основанный на (вольной или невольной) логической ошибке; напр.: «то,
что ты не потерял, ты имеешь; ты не потерял рогов, следовательно, ты их
имеешь». См. также Софизм.
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
|
|
|