КИТАЙ КЛУБ                    galactic.org.ua                    ФИЛОСОФИЯ

И
С
Т
О
Р
И
Я

К
И
Т
А
Й
С
К
О
Й

Ф
И
Л
О
С
О
Ф
И
И

 
и

2 . РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ о ВОЛЕ НЕБА
В ПЕРИОД ДИНАСТИЙ 
ШАН и ЧЖОУ

     Религиозные представления в первобытном обществе связаны с верой во многих богов.
С возникновением рабовладельческого общества, помимо сил природы, довлевших над людьми, появляються и общественные силы в форме классового господства, влияние которых приобретает все большее значение. В результате вера во многих богов в первобытном обществе теряет основу для своего существования и переходит в веру в одного бога.

     Высшим богом при династии Шан был ди (император) шанди (Верховый император), вера в него представляла собой форму религии в соединении с шаманизмом. В «Гимнах дома Шан» в «Ши-цзине» говорится: «Ди поставил (твоего) сына, и так родился (дом) Шан» (Ши-цзин, гл.20-4). Правители династии Шан считали, что они сыновья и внуки Верховного императора и управляют народом как представители Верховного неба. В связи с этим они по любому случаю обращались с гаданиями к Верховному императору.
     Надписи на панцирях черепах как раз и являются записью вопросов, за разрешением которых они обращались к нему, например: «День цзя-чэнь, прикажет ли император быть дождю?», «Прикажет ли император быть ветру?»; «Не ниспошлет ли император голод?»; «Выступаю против. Поможет ли мне император?»; «Ван хочет построить город. Император согласился». Чиновники, ведавшие гаданиями, предсказатели, историографы, шаманы и жрецы по трещинам, получавшимся от прикосновения к панцирю черепахи раскаленным предметом, давали различные объяснения и выдавали их за ответ Верховного императора.
     Шанские правители истолковывали стихийные бедствия, порядки и беспорядки в обществе, жизнь и смерть, беду и счастье и т. д. как награды или наказания, ниспосылаемые Небом. После того как господство династии Шан сменилось господством рабовладельческой аристократии Западной Чжоу последняя восприняла религиозные представления о «Верховном императоре», существовавшие при династии Шан, и, внеся в них добавления, создала учение о «воле Неба». Имелись ли теолого-теоретические обоснования, опираясь на которые династия Чжоу уничтожила династию Шан? Это первый вопрос, на который должны были ответить первые чжоуские правители, и они объявили: «Великий и славный Вэнь-ван получил великий приказ о том, что Небо окажет ему помощь» (надпись на треножнике Даюй дин). «Ди поставил (твоего) сына, и так родился (дом) Шан»
(Ши-цзин, гл.
20-4). «Всемогущий Верховный император, изменив свою волю, передал власть своему старшему сыну, чтобы он управлял великим государством Инь» (надпись на треножнике Даюй дин) Таким образом, с точки зрения теологии уничтожение дома Шан домом Чжоу являлось справедливым.
     Чжоу-гун говорил оставшимся иньским мужам: «Не мое маленькое владение посмело лишить власти правителя Инь, Небо не дало ему власти»
(Шан-шу, гл.16).  «Небо решило не предоставлять ему власти, поэтому находящийся под нашим управлением народ объединил сердца и приступил к действиям, бояться следует только воли Неба» (Шан-шу, гл.16). Здесь Чжоу-гун уже связывает волю Неба с желаниями людей и обосновывая действия шанского Чэн-тана, сменившего на посту правителя сяского Цзе, говорит: «Я слышал, что Верховный император хочет, чтобы народ жил в радости, но правитель Ся не предоставлял ему радости... поэтому Верховный император отменил свой первоначальный приказ и ниспослал на него наказание. После этого Верховный император приказал вашему предку Чэн-тану сменить правителя династии Ся и, используя мудрых, управлять четырьмя сторонами света» (Шан-шу, гл.16).

     Рассуждения Чжоу-гуна показывают, что «воля Неба непостоянна»
(Ши-цзин, гл.16-1) и может меняться. Небо меняет свою волю в зависимости от того, в состоянии ли правитель «уважать добродетель и оберегать народ», «соответствуют ля его добродетели добродетелям Неба».
Чжоу-гун считал, что «Небо непременно следует тому, чего хочет народ», утверждая таким образом единство «желаний народа» и «воли Неба». Небо ищет для народа правителя, а мудрый правитель должен «уважать добродетель и оберегать народ», и тогда он будет вечно «пользоваться мандатом Неба на власть»
(Шан-шу, гл.17).
    
В «Шан-щу» в главе «У-и» говорится, что правитель, «управляя народом, должен с почтением относиться к делам и испытывать чувство страха», «знать о трудностях, связанных с трудом землепашца»
(Шан-шу, гл.16), и только в зтом случае его его «сыновья и внуки будут вечно оберегать народ» (Шан-шу, гл.14).
Иньский правитель Чжоу без меры предавался развлечениям, проявлял крайнюю жестокость, нарушая правила добродетели и вредя народу, в результате чего лишился мандата Неба на власть и поддержки народа.

   

 

 

Ф
О
Г
Л
А
В
Л
Е
Н
И
Е

     Очевидно, что выдвинутые Чжоу-гуном положения «уважать добродетель и оберегать народ» и «соответствовать добродетелями добродетелям Неба» в определенной степени обобщают исторический опыт, связанный с падением правителей Цзе и Чжоу, подчеркивают значение сил народа, требуют ограничить правителя и выражают мысль, что, осуществляя управление, правитель должен проявлять добродетель и осторожно пользоваться наказаниями, что имело прогрессивное значение. Одновременно в этих положениях высказываются взгляды, наносящие удар по представлениям о неизменной воле Неба и пассивном сохранении господства правителя со ссылками на волю Неба, что способствовало привлечению внимания чжоуских правителей к делам народа и реальной политике. Это являлось важным моментом в развитии шанского религиозного идеализма и политической мысли, открывало путь учению школы служилых, предусматривавшему управление на основе добродетели, управление на основе человеколюбия и придававшему важное значение народу.

_________

3. УЧЕНИЯ о ТЕМНОМ И СВЕТЛОМ НАЧАЛАХ
и
ВОСЬМИ ТРИГРАММАХ «И-ЦЗИНА (Книги Перемен)»

   

- ИСТОРИЯ - ВЕРОВАНИЯ - ИСКУССТВО - ЦИГУН - УШУ - ЛИНГВИСТИКА - СТРАТАГЕМЫ - ОРГАНИЗАЦИИ -

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -