ДВИЖЕНИЕ ПОРЯДКА В ПРИРОДЕ
Михаил Сухарев

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ФИЛОСОФИЯ

 


2. Несколько рассуждений о порядке.

2.1. Рассуждение первое. О словах.

Представление о порядке, сложившееся в голове автора, само является определенной связью мыслей, образов и понятий.
Эти мысли, эти образы содержать в упорядоченном, закономерном движении материи нервной системы.
"Ощущение зависит от мозга, нервов, сетчатки и т.д., т.е., от определенным образом организованной материи..." /Ленин, Т.18, С.50/.

Многие считают, что мысль, идеальное не являются ни строением, ни состоянием мозга, но порождаются им. Мысль Ленина "...познание человека = мозг человека (как высший продукт той же природы...") /Ленин, Т.29, C. 164/ воспринимается ими, как художественное преувеличение. В позиции этих мыслителей есть один недостаток - от них невозможно добиться вразумительного ответа на вопрос: каким же образом порождается это идеальное, что именно означает термин "порождение"? Из рассуждений сторонников этой школы видно, что они представляют себе мозг, как фабрику по производству нематериального духа. Более того, многие из них - принципиальные противники понимания мышления, как закономерного движения материи и работ, проводимых в этом направлении. Этих теоретиков вполне устраивает паралич сознания, охватывающий робких исследователей при грозных словах "редукционизм" и "механицизм". К счастью, инженеры не читают книг этих философов, а работают с вещами самой природы, в простоте душевной незаметно для себя повторяя ее путь к разуму. Ведь только теоретические знатоки диалектики не понимают, что развитие машин неизбежно превзойдет их меру и изменит их качество.

Представление о движении порядка в материи может навести порядок и здесь. Так вот, мышление, идеальное, душа человека есть порядок движения мозга или движение порядка в мозгу - как Вам больше нравится, но смысл идеального в том, что порядок в мозгу не есть его порядок. Такое гегельянское утверждение следует пояснить.
Попробуем сделать это так:
То же отношение, что существует между мозгом и остальным миром установлено сейчас между нами. Если Вы думаете, что читаете то, что я написал, то Вы заблуждаетесь - я пишу авторучкой, а Вы видите печатный текст. Тем не менее, как не крути, а Лев Толстой написал книгу, которая стоит у меня на полке. Порядок может передаваться от одной вещи к другой, становясь ее порядком и только кусочек порядка передался из моего мозга в Ваш.

При этом я воспользовался окольным путем - привел во взаимодействие два порядка, уже существовавших в Вашей голове: систему мыслей и представлений о мозге и о мире, создававшуюся и проверявшуюся на прочность многие годы, и систему представлений о написании и печатании книг. То есть, смысл текста лишь отчасти заключен в связи его слов; они нужны писателю для того, чтобы изменять и передвигать чужие мозговые порядки, часто не выразимые в словах. Разумеется, я не хочу сказать, что электроны (или еще что-то у Вас в мозгу) начали двигаться в том же порядке, что и у меня; разные издания книги могут иметь разный шрифт и могут даже быть переведены на другой язык; важен не шрифт, а порядок связи общих людям понятий, общность которых в каждом человеке установлена общим миром и мировой культурой, хотя и закреплена в разных индивидуальных комбинациях возбуждений мозга. Общность порядка состоит здесь в том, что, хотя связи установлены между разными состояниями, но состояния эти относятся к одинаковым объектам, а определенная связь между определенными объектами и есть порядок. Связь же индивидуальных состояний в мозгу человека с общими предметами и явлениями мира устанавливается необходимостью материального существования организации тела человека в этом мире и обществе – то есть, жизнью.

Гегель, стремясь к абстрактности, соединял друг с другом слова вместо того, чтобы соединять друг с другом представления читателей - и потому через его тексты приходится продираться, как через колючий кустарник - ведь для начала он оторвал слова от их обычного употребления.

Отдав должное критике слов, нужно признать, что слова все же важнейшее средство общения между людьми, и поэтому надо установить связь между словом "порядок" и другими словами, использовавшимися в философии.

Ленин писал, конспектируя главу "Механизм" "Науки Логики" Гегеля: "Понятие закона сближается здесь с понятиями: "порядок"..., однородность;... необходимость; душа [объективной тотальности]; "принцип самодвижения". Это сближение очень важно". /Ленин, Т.29,С.167/Ленин и сам сближает понятия "закон" и "необходимость".

Сравните между собой два симметричных определения:
"Мир есть закономерное движение материи, и наше сознание, будучи высшим законом природы, в состоянии только отражать эту закономерность" и "Познавать необходимость природы и из нее выводить необходимость мышления есть материализм" /Ленин, Т.18, С.172, 173 /.

Дополнительно надо учесть, что "необходимость неотделима от всеобщего", "законы или необходимости природы" /Ленин, Т.29, С.55, 72/и что “Форма всеобщности в природе – это закон” /Энгельс, Т. 20, С. 549 /а закон вещи – это ее родовое понятие. /Гегель/

К этому надо добавить, что общее это - сущность /Ленин, Т. 29, C.241/, а сущность это - истина бытия /Гегель, НЛ, Т.2, С.7/. Некоторые философы считают, что истина бытия - пустая, ложная категория. Они просто забывают о том, что мозг имеет бытие, и потому неспособны материалистически понять тезис Гегеля, утверждавшего что познание "есть движение самого бытия" /там же/. Правда, Гегель имел в виду, что бытие - это движение идеи, а в действительности идеи -- это движение бытия; отмечая эту зеркальную противоположность Энгельс и Ленин говорили о "материализме, стоящем на голове", К сожалению, довольно многие советские философы, пытаясь перевернуть это несчастное создание, для начала отрывают ему голову, а именно - представление о движении понятия в природе.

Ленин, между тем, писал: "Отрицать объективность понятий, объективность общего в отдельном и особом, невозможно. ... Здесь надо искать истинного смысла, значения и роли гегелевской логики" /Ленин, Т.29, C. 160/.

Но необходимо вернуться к словам. Несомненно, можно сделать интереснейшее исследование о категориях, употреблявшихся разными философами для обозначения порядка связи мира, категорий, делающих вещь "тем-что-она-есть"; но здесь, в этой небольшой работе, просто не хватит места. К тому же, так ли это важно для самого порядка вещей? Слова текут быстрее, чем мир - и только поэтому мы приближаемся к его пониманию в наших теориях.

Слова, слова, слова ... - сказал Шекспир, самый великий мастер слова. Почему же он так пренебрежительно отозвался о своем материале? Слова прикреплены к устоявшимся понятиям, представлениям людей о мире, и тому, кто желает изменить эти понятия, приходится бороться со скорлупой слов. - Задача состоит в том, чтобы сделать окостеневший материал текучим, и возжечь живое понятие в таком мертвом материале - писал Гегель, сам мастер по части "обламывания", "вывертывания" слов и понятий. /Гегель, НЛ, Т. 3, С.7; Ленин, Т.29, C.135/.

Не помню, кто из лингвистов назвал текст "машиной для изменения смысла слов" и кто из наших философов возмущался этим великолепным диалектическим определением. Критикам теории несоизмеримости надо бы указать на то, как текст "Капитала" изменил смысл понятия "стоимость", сделав его буквально несоизмеримым с его предшествующим смыслом.

Ведь нельзя считать, что слово "стоимость" не имело до того никакого смысла; Ленин писал, что учение Маркса "возникло как прямое продолжение учения величайших представителей философии, политической экономии и социализма …" /Ленин, Т.23, С. 40/

Так каким же образом удается с помощью одних слов изменять смысл других?

Во-первых, комплексы слов, соединенные логическими связями через их устоявшиеся значения и непротиворечивые внутри себя, часто содержат слова, имеющие иной смысл в другой хорошо организованной системе слов (другая теория или даже другая часть той же теории). История науки свидетельствует, что люди десятилетиями могут не обращать внимания на такое несоответствие; но когда кто-либо сталкивает эти системы, начинается крушение - разрыв старых связей слов с явлениями мира, которые они обозначали. Потому-то "гений - парадоксов друг" ("Пушкин).

Во-вторых, перед глазами людей, к счастью, находятся не одни слова. Изменение строения тела общества в виде появления новых его инструментов приводит к изменению образов вещей в человеческом сознании, создавая дрейф смысла слов; как ясно из диалектики, в какой то момент этот дрейф приводит к качественному скачку - в чем и увидели такие философы, как П. Фейерабенд несоизмеримость понятий. Но качественный переход не уничтожает, а снимает предшествующее - как общество снимает жизнь, включая ее в себя. Правда, не всегда это столь очевидно - ведь и самолет снимает в себе паровоз.

Слово "порядок", выбранное мной, может быть, не лучшее слово для того, что оно должно обозначать; если общественное сознание примет представление о развитии Вселенной, как движении и усложнении порядков внутренних и внешних материи, возможно, оно найдет и лучшее слово для этого понятия.
"Порядок" выбран, как самое гибкое из слов, обозначающих упорядоченность расчлененности.
"Идея" - противится сознанию ее внутренней сложности и носит слишком субъективный оттенок.
"Структура" - кажется оторванной от материи и, к тому же, чересчур атомистична - если в волне можно признать порядок, то структуру -- лишь с некоторым напряжением.

Не хотелось употреблять и иностранные слова.

Всеобщие понятия невозможно подвести под другие; "материя" в чистом виде ничего не дает для порядка, как неразличенное внутри себя; "движение" невозможно вне отношения различенностей, которое и есть простейший порядок. В. Б. Кучевский считает полезным употребление категории "субстанция" в смысле "сущностного единства материи и движения" /Кучевский, 83, С.233/; это справедливо, ибо подчеркивает неразделимость материи и движения, но кажется необходимым дополнить понятие субстанции еще одной стороной - порядком, отдав должное прозрению Спинозы. Введение категории "порядок" придаст третье измерение учению о всемирной связи - ведь общее есть в мире потому, что связь его не беспорядочна.

Выйти за пределы всеобщего понятия нельзя, как и выйти за пределы мира; но можно наполнить его содержанием изнутри.
Попытаемся же наполнить категорию "порядок" словами, теряющими смысл вне его; каждое из них богаче, как конкретное,но также не способно существовать без внутреннего порядка, как вещь - без материи.

Вот слова, выписанные из словаря Ожегова и, видимо, связанные с порядком:
Агрегат, аккорд, алгоритм, гармония, граница (отношение между различенностями); граф и группа (математические), единство (собранное вместе и отделенное от прочего), зависимость, закон, идея, информация, история, каркас, канон, класс, количество (отделенное от прочего), коллектив, комбинация, комплекс, композиция, конструкция, конфигурация, концепция, линия, матрица, место (определенное), одно (если смешать его со многим, качество его исчезнет) , около ( = рядом), организация, отношение, очередность, план, порядок, правило, принцип, прогресс, ритм, род (отдельное от другого и объединенное общим порядком внутри его единиц), связь (отношение различенностей), сигнал, симметрия, совершенство (адекватный порядок), сознание (движение порядка в памяти ), сооружение, строение, структура, сущность (внутренний порядок, имеющий смысл, т.е., общее), фигура, форма, число (количество, различенное в себе).

Ряд слов образует гнезда, видимо, обусловленные древним общим корнем. Вот, например, такая группа, расположенная в порядке большей сложности, организованности. (Пусть простят меня этимологи, если какие-то слова попали туда незаконно).
Ком - слепленное вместе
Комплект - определенные вещи, но порядок связи их внутри комплекта не имеет значения
Комель - к нему сходятся ветви
Комбинация
Композиция
Комплекс - порядок связей внутри него имеет не меньшее значение, чем связанные в нем элементы
Особняком стоит в общем ряду слово "симметрия". Симметрия - это порядок порядков. Она есть, если какое-либо движение в пространстве - времени может совместить один порядок с другим; то есть, существует общее в мире. Поэтому симметричны сознание и мир, а движение, совмещающее их - это жизнь общества.

В заключение рассуждения о словах хочется привести несколько пар противоположных по значению слов, образующих, так сказать, "оси координат" пространства значений:

порядок
необходимость
истина
гармония
связь
понятие
идея

беспорядок
случайность
ложь
безобразие
бессвязность
бестолковость
бессмыслица

И наконец, ком - противоположный, противопоставленный той грязи, из которой слеплен

продолжение
2.2. 
Рассуждение второе. Порядок и ЭВМ.


 

   

 1 

2

 3 

 4 

 5 

 

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум