«РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА» 6.07.2005 г.

КЛУБ БРОННИКОВА

galactic.org.ua

ЛИТЕРАТУРА

ТРЕТИЙ ГЛАЗ НЕ ОТКРЫЛСЯ
Ученые развенчали миф об альтернативном зрении

интервью с доктором биологических наук,
директором Института мозга человека С.В.Медведевым.

ТРЕТИЙ ГЛАЗ телепатов чудо - дети БРОННИКОВА

ЭТИ чудо - дети, способные видеть с завязанными глазами, кочевали по телеканалам в обойме с другими "феноменами". Они стали причиной полемики на страницах "РГ" между академиками Н. Бехтеревой, В. Гинзбургом и председателем комиссии по борьбе с лженаукой РАН Э. Кругляковым[1]. И вот точка в сенсации поставлена.

Парадоксально, но именно ученые часто попадаются на удочку "феноменов". Первыми жертвами стали еще в XIX веке ведущие физики Англии и США, которых водили за нос спириты и медиумы. Печальный опыт другим не наука. Так, лишь недавно американский бюджет прекратил финансировать группу телепатов и ясновидцев.

Неужели ученые мужи столь наивны, что не видят очевидное? Вовсе нет. Просто они знают, что именно в очевидном нередко скрыты научные откровения. Но вот как отделить зерно от плевел?

К детям из группы Бронникова, которых он научил читать с завязанными глазами, отношение было полярным. Одни называли это шарлатанством. Другие ссылались на кожное зрение[2] и на работы выдающегося физика и физиолога Гельмгольца. Он показал, что есть люди, которые видят пальцами за счет изменения так называемой цветовой температуры. И конечно, вспоминали о "третьем глазе". Именно с ним сегодня связывают все необычные проявления человеческих способностей. Заинтересовались чудо-детьми и люди из спецслужб. Словом, неудивительно, что ими начали заниматься ученые Института мозга человека РАН.

- Мы проводили такие эксперименты, - рассказывает директор института, член-корреспондент РАН Святослав Медведев. - Перед девочкой с завязанными глазами на экране компьютера появляются буквы. Их последовательность случайный образом задает компьютер, и ее не знает и не видит никто. Девочка угадывала буквы почти с абсолютной точностью. Повязка сделана так, что подглядеть невозможно. Когда ее надевали на обычных людей, в том числе и наших сотрудников, чудо пропадало.

Об этом факте и было рассказано на страницах сугубо научного журнала. А вскоре академик Э. Кругляков, выступая на президиуме РАН, в качестве примера лженауки привел, в том числе и эту публикацию. В прежние времена работу в лучшем случае просто закрыли бы, в худшем - последовали бы оргвыводы. Сегодня все-таки истина важнее. И ученые до нее докопались.

- Когда между ребенком и текстом мы поставили специальный экран, совсем не пропускающий свет, эффект сразу же пропал, - рассказывает Святослав Медведев. - Значит, несмотря на то, что повязки очень плотные, они все же часть света пропускают, пусть и очень малую. А глаз устроен так, что воспринимает даже отдельные фотоны. И дети научились их видеть[3]. Это достигается после длительных и упорных тренировок.

Так может, так раздвигаются границы человеческих возможностей? По мнению Медведева, окончательные выводы делать трудно[4], но уже очевидно, что вмешательство в работу мозга требует особой осторожности. Педалируя развитие одной функции, мы "глушим" какую-то другую. И этот дисбаланс может нанести человеку вред[5].

Итак, одна сенсация закрыта. Может, ученые обратят внимание на другую, которая сейчас гуляет по страницам различных изданий. Речь о так называемых солнцеедах, которые якобы годами питаются только солнечным светом.


Примечания
Примечания подготовил Юрий Коваленко (на форуме - colleg), инструктор 1-й и 2-й ступени Метода Бронникова, руководитель Методологического совет Киевского Клуба Бронникова.

[1] Смотрите статью "На все науки цензор?"

-

 

ТРЕТИЙ ГЛАЗ телепатов чудо - дети БРОННИКОВА

ТРЕТИЙ ГЛАЗ БРОННИКОВА
 

[2] В 1973 г. в журнале «Вопросы философии» (№ 9) выступили четверо ведущих психологов Советского Союза: профессор В. П. Зинченко, академик АПН СССР А. Н. Леонтьев, член-корреспондент АПН СССР Б. Ф. Ломов и академик АПН СССР А. Р. Лурия. Они совершенно определенно заявили: «...в течение ряда лет проводятся исследования "кожного зрения"... Учет результатов многочисленных проверок, аналогичные случаи, наблюдавшиеся за рубежом и совсем недавно в Москве, дают основание заключать, что такое явление, т.е. «кожное зрение», действительно существует и требует внимательного изучения. Правда, относительно его механизмов пока трудно делать сколько-нибудь определенные заключения».

Стоит заметить, что у современной науки нет "окончательного понимания" процессов даже "обычного зрения". В. П. Зинченко вспоминал: "Главное: тогда нам удалось сформулировать и отстоять принципиальную позицию. Феномен есть. Канал связи неизвестен. Канал воздействия неизвестен. Любители могут искать!
От последовавшего тогда лестного предложения «поискать самому» отказался:  "Я четверть века занимаюсь исследованием глаза, никак не могу понять, как человек глазами видит. И меня ей богу, не интересует, как можно видеть рукой или слышать коленкой."
Это странное заявление - "не могу понять, как человек глазами видит" - если знать, что под редакцией В.П. Зинченко издано большое число книг, в том числе 4 выпуска Хрестоматий "Зрительные образы: феноменология и эксперимент". Им  опубликовано около 400  научных работ, в том числе "Восприятие и действие" (1967), "Формирование зрительного образа" (1969), "Психология восприятия" (1973).
Но такую самокритичность маститого ученого легко понять, если подойти к любому специалисту по зрению и попытаться выяснить у него ряд фундаментальных аспектов зрения.
Например, известно, что зрение осуществляется сложной системой различных взаимосвязанных структур. Источником зрительного восприятия является свет, излучаемый или отражаемый от предметов внешнего мира. Световые лучи от рассматриваемых предметов проходят через оптическую систему глаза и попадают на сетчатку. Свет, попадая на фоторецепторы (светочувствительные клетки сетчатки), вызывает возникновение нервных импульсов, которые передаются далее в зрительный нерв. По зрительным нервам, затем по зрительным трактам нервные импульсы поступают в подкорковый центр зрения, а оттуда в корковый центр зрения, расположенный в затылочных долях головного мозга, где происходит формирование зрительного образа.
Но специалист от современной науки самого высшего ранга не знает "как на основе электрических импульсов создается зрительный образ". Например, " зрительный образ" этого текста.

В свою очередь, перед учеными Института мозга человека сейчас встала еще более сложная задача. Им предстоит объяснить результаты собственных исследований, показавших, что в организме человека возможно формирование зрительного образа объективной окружающей действительности НЕ на основе нервных импульсов.
Уже хорошо, что ученым в научном эксперименте удалось зафиксировать само наличие этой особенности человеческого организма!

[3] Дети научились получать объективную зрительную картину окружающей среды (читать печатные тексты) на основе нескольких отдельных фотонов? Да стоит просто отойти от экрана на десять метров - и уже прочесть текст обычным зрением невозможно. А тут отдельные фотоны! Фактически, это не меньшая загадка, чем "альтернативное видение" на основе "эфира", "торсионных полей", "гравитационных" и других известных и неизвестных видов излучений.

[4] Первое сообщение о результатах исследований учеников Бронникова в Институте мозга человека (научный отчет "О так называемом альтернативном зрении или феномене прямого видения") представлялось авторским коллективом как "пилотное", "предварительное". В этом интервью также говорится: "окончательные выводы делать трудно". Поэтому вставка "сенсация закрыта" также преждевременна. Скорее всего, следующее слово должны высказать исследователи после проведения соответствующих экспериментов. Об этом говорит С.В.Медведев в своем следующем интервью (журнал «ХИМИЯ и ЖИЗНЬ» №10-2005 "Альтернативное видение ").

Что касается гипотезы "отдельных фотонов" Медведева, то это в любом случае хоть какой-то шаг к пониманию. Но это промежуточный шаг.ТРЕТИЙ ГЛАЗ телепатов чудо - дети БРОННИКОВА Потому что, например, уже на "внутреннем видении" (программа 2-й ступени Метода Бронникова) вполне можно увидеть завтрашний день или более отдаленную по времени ситуацию (феномен предвидения). При таких уровнях видения значение имеет не "фотон", а "квант информации". Скорее всего, поэтому "Метод Бронникова" и позиционируется ее автором как Метод «Информационное развитие человека». И, скорее всего, организм учеников Бронникова научается фиксировать не "отдельные фотоны", а те процессы, которые обеспечивают появление фотонов. То есть, еще более тонкий уровень проявлений физического мира - информационный. Поэтому "сенсации" еще только предстоят. Сделан первый этап - научно подтверждено, что закрыв глаза и дополнительно накрыв их непрозрачной маской, человек может увидеть зрительный образ, точно отражающий объективную действительность окружающего пространства. И таким способом испытуемые смогли читать печатные тексты, не видя их глазами. И это только первый шаг!
Конечно, современное естествознание имеет мощные инструменты исследования. Но давайте заглянем во вчерашний день.

"...1775 г.
Венский врач Ф. А. Месмер впервые сформулировал концепцию "животного магнетизма" и применил его на практике. "Все, что он совершил здесь, при различных болезнях, писали местные газеты, позволяет предположить, что он подсмотрел у природы один из ее самых таинственных движущих моментов". Баварская академия, признавая заслуги энтузиаста, избирает его своим членом, будучи убежденной, что труды столь выдающегося человека, увековечившего свою "славу особыми и неоспоримыми свидетельствами своей неожиданной и плодотворной учености и своими открытиями, много будут содействовать ее блеску". Делал пассы руками вдоль тела больных Месмер, действовал на их воображение вызывал состояние кризиса, истерические конвульсии, подергивания, безудержный смех или плач. Самое поразительное, что, приходя в себя после кризиса, некоторые действительно избавлялись от недугов. В данной ситуации кризис вызывался искусственным путем, а в современной медицине известно, что после кризиса (если это не фатальный исход) наступает выздоровление.

1784 г.
Успех переехавшего в Париж Месмера настолько шумен, что медицинским факультетом Парижского университета и Академии наук во главе с В. Франклином и А. Лавуазье учреждена комиссия по исследованию "животного магнетизма". Признав, что животно-магнетическая жидкость недоступна ни одному из наших пяти чувств, - заключают ученые мужи, - что она не оказала ни малейшего внимания, ни на одного из ее членов, ни на больных, которых комиссия подвергла этому влиянию, наконец, доказав положительными опытами, что воображении без магнетизма производит конвульсии, а магнетизм без воображения совсем ничего не производит; комиссия единогласно пришла к следующим заключениям:
1. ничто не доказывает существования животно-магнетической жидкости; следовательно, это несуществующее вещество не может приносить пользы;
2. болезненные последствия, наблюдаемые во время публичного лечения, происходит от прикосновений, от возбужденного воображения, и от механической подражательности, заставляющей нас невольно повторять то, что нас поражает".

"Парижской академии не везет, - иронически замечает по этому поводу С. Цвейг. - Как раз в 1784 году, когда по мнению академии, ее отзыв положил конец отдающему колдовством способу терапии, становится годом рождения современной психологии: именно в этом году ученик и помощник Месмера Пюисегюр открывает явление искусственно вызываемого сомнамбулизма и бросает новый свет на скрытые формы взаимодействия души и тела… Все оккультные науки, все телепатические, телекинетические опыты, все ясновидящие вещающие во сне, - все в конечном итоге ведут свое происхождение от магнетической лаборатории Месмера".

1826 г.
В Париже вновь созвана медицинская комиссия для исследования месмеризма. Она констатировала много случаев, когда люди с завязанными глазами, впадали в месмерический транс, описывали предметы или читали строки в книгах, страниц которых касались их пальцы. Комиссия подтвердила эффект ясновидения и замечательных исцелений, достигнутых месмеризмом. Однако, после резкого возражения медицинского факультета отзыв был опубликован лишь неофициально..."

1882 г. После ста лет опалы в Париже медицинским факультетом Парижского университета публично реабилитирован Ф. Месмер. Внушение (по-старому, месмеризм)  признано научно Обоснованным врачебным средством.

В первом же сочинении “De planetarum inflexu” (1766) Месмер доказывал, что солнце и луна оказывают действие на все части животного тела, особенно на нервную систему; что такое действие производится при посредстве проникающего эфира и что животный магнетизм есть сила, при помощи которой планеты действуют на тело.
Здоровье и болезнь зависят, по его мнению, от количества особой жидкости, распространенной во всем теле; следует регулировать это количество, вызывая в теле прилив и отлив жидкости; человек, пропитанный такой силой, способен ее излучать.
Открытие Г. Герцем  электромагнитных  волн произошло через 122 года - в 1888 году.
Подробней смотрите статью "Животный магнетизм и его применение к лечению болезней"

История первопроходца Месмера - яркая иллюстрация того, что зафиксировать эффект - это еще не значит его понять! До сегодняшних дней ученые так и не нашли "животно-магнетической жидкости", но многое, что смог зафиксировать (но не понять) Месмер, легло в основу целых направлений современной биологии и медицины. Сегодня любой биолог знает о магнитобиологии (раздел биофизики, изучающий влияние внешних магнитных полей на живой организм, механизмы возникновения в нем магнитных полей и электромагнитные взаимодействия между организмами), многие слышали о биоэлектричестве (биоэлектрическая активность, возникающая в живых клетках и тканях). В медицине используется магнитотерапия (метод физиотерапии, заключающийся в воздействии на тело больного магнитным полем). Официальная медицина даже смирилась с фактами "биоэлектрического" воздействия целителя на организм пациента.
Но разве сегодня нет места открытиям? И как быть, если многое еще не понятно?ТРЕТИЙ ГЛАЗ БРОННИКОВА

Для естествознания критерий истины - эксперимент. Однако функцией науки является выработка и теоретическая схематизация объективных знаний о действительности. Поэтому путь развития науки - это эксперимент и его теоретическое осмысление, теоретические предположения и эксперимент.
Мы, в свою очередь, обещаем продолжать знакомить общественность прежде всего с научными отчетами о экспериментах. По мере их появления. А пока рекомендуем читателям спокойней реагировать на броские фразы типа "развенчали миф", "одна сенсация закрыта". В науке не газетные статьи, а научные отчеты о экспериментах имеют значение. Но у прессы своя важная роль - быть проводником разных мнений. Но нас, в первую очередь, интересуют именно эксперименты.

[5] Странный переход. Мало читателю "всезнающих фотонов", так теперь еще гадать — что "глушат", какой конкретно "вред" и "дисбаланс" может нанести "вмешательство в работу мозга"? И какое конкретно "вмешательство"?
Что касается Метода Бронникова то в Киеве я знаком с ребятами (они начали заниматься, и включили у себя "альтернативное видение" еще восемь лет назад), улучшившими свое здоровье. Но еще не встречал учеников, нанесших себе вред занятиями по этой методике.
По поводу оздоровительного аспекта Метода Бронникова смотрите раздел "Реабилитация"


Смотрите форум Клуба Бронникова на www.galactic.org.ua/phpBB

Смотрите

ГЛАЗ БРОННИКОВА

Феномен "видения" с закрытыми глазами:  проблемы и результаты исследований

С. В. Медведев: "Что наука знает о мозге"

Третий глаз в эксперименте академика

подборка цитат "Ясновидение"

Увидеть скрытое от глаза...

Что наука знает о мозге

Наука и диктатура

  1. - литература - 2. 

- школа бронникова - обучение - методика - мероприятия - фоторепортажи -
- организации - наука - медицина - реабилитация - литература - рассылка - форум -

- концепция - китай клуб - лаборатория пространств - интерактив лаборатория - адвокат клуб -
- главная - история - пресса - вернисаж - библиотека - словарь - обучение - объявления -