с
л
о
в
а
р
ь

П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
.


КАЧЕСТВО - КАЧЕСТВЕННАЯ ОПРЕДЕЛЕННОСТЬ - КВАНТИФИКАЦИЯ

 


Качество - свойство, специфика, «как» и «что» вещи;
обозначает первоначальное и подлинное единство или многообразие реальности, которое еще не предполагает пространственного или даже мыслимого расчленения, осуществляя его скорее наглядно.
Напр., горький, соленый, пестрый, мягкий, твердый берутся как некие совершенно индивидуальные горечь, соленость, пестрота, мягкость, твердость, а не как всеобщее, абстрактное понятие этих качеств, которое уже имеет в своей основе количество, ибо в таком случае становится возможным пересчитать качества одного и того же вида.

Элеаты, а позднее Беркли и Юм утверждали, что качества вещей являются только состояниями субъекта.
Объективные качества (т.е. такие, которые присущи самим природным вещам) и субъективные качества (содержащиеся только в человеческих восприятиях) различает уже Демокрит, позднее - Галилей, затем - Локк, впервые применивший термины «первичные» (т.е. объективные математически-физические) и «вторичные» (т.е. субъективные, образующиеся благодаря психике) качества.
Что касается Канта, он считал локковские объективные качества априорными (идеальными), а субъективные - апостериорными (реальными); в этом и состоял «коперниковский переворот» Канта.
Напротив, Аристотель и схоластика (в частности, Альберт Великий) проповедовали объективность качества.
Сведение качества к количеству - осн. тенденция современного естествознания (см. Категория).

Квантификация, Квантифицирование (от лат. quantitas - количество и facere - делать) - сведение качеств к количествам, напр. звуков и цветов - к числу колебаний.
Квантификация, введенная в физику Декартом, неизменно играла определенную роль в психологии, т.к. со всякой квантификацией было связано рационализирование конкретно наглядной полноты душевного, лишение ее пространственной определенности. Возникающие благодаря этому некачественные понятия не были адекватным выражением сущности психического.
Математика, применяемая для квантификации, сама больше не является чисто квантифицирующей наукой.
О квантификаторах см. Логистика.

Качественная определенность - одно из гештальткачеств.

Качество, философская категория, выражающая неотделимую от бытия объекта его существенную определённость, благодаря к-рой он является именно этим, а не иным объектом. К. отражает устойчивое взаимоотношение составных элементов объекта, к-рое характеризует его специфику, дающую возможность отличать один объект от других. Именно благодаря К. каждый объект существует и мыслится как нечто отграниченное от других объектов. Вместе с тем К. выражает и то общее, что характеризует весь класс однородных объектов. "У двух различных вещей всегда имеются известные общие качества..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 547). Любой объект постоянно изменяется; вместе с тем он обладает нек-рой устойчивостью, к-рая и выражается как качеств, определённость.

Категория К. впервые была проанализирована Аристотелем, определявшим её как "видовое отличие", как "...тот пребывающий видовой признак, который отличает данную сущность в ее видовом своеобразии от другой сущности, принадлежащей к тому же роду" (Met. V 14 1020 а 33-1020 b I; рус. пер., M., 1934).
Аристотель отмечал текучесть К. как состояний вещей, их способность превращаться в противоположное. Cp.-век. схоластика толковала т. н. скрытые К. как вечные и неизменные "формы". На почве меха-нистич. мировоззрения в философии нового времени сложилось деление на первичные и вторичные качества. Гегель определил К. как логич. категорию, составляющую начальную ступень познания вещей и становления мира, как непосредственную характеристику бытия объекта. "Качество есть вообще тождественная с бытием, непосредственная с бытием определенность... Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть" (Соч., т. 1, М.- Л., 1929, с. 157). Диалектический материализм исходит прежде всего из признания объективности и всеобщности качеств, определённости вещей. К. объекта обнаруживается в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, не является своего рода "пучком свойств", а обладает ими: "...существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно многими качествами" (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 547). Под свойством имеется в виду способ проявления определ. стороны К. объекта по отношению к другим объектам, с к-рыми он вступает во взаимодействие. Свойство объекта состоит, т. о., в том, чтобы производить в другом объекте то или иное действие и обнаруживать себя своеобразным способом в этом действии. В зависимости от реального и познавательного контекста объект как бы светится разными своими сторонами, качествами. Напр., человек выступает различными своими качественными гранями для врача, правоведа, писателя, социолога, анатома, психолога и т. д. Чем выше уровень организации материи, тем большим числом качеств она обладает. Поскольку каждый объект находится в бесконечных связях с другими вещами, постольку он обладает бесчисленным множеством свойств. Поэтому все попытки определить К. как полную совокупность свойств уводят в бесконечность. Категория К. объекта не сводится и к отдельным его свойствам. Она выражает целостную характеристику функционального единства существенных свойств объекта, его внутренней и внешней определённости, относительной устойчивости, его отличия от др. объектов или сходства с ними. К. не только проявляется, но может видоизменяться и формироваться в этих отношениях. Подобно тому как материя не сводится к совокупности своих свойств, точно так же никакой объект не растворяется в своих свойствах: он их носитель. Качеств, определённость объекта зависит прежде всего от его структуры, характера связи элементов целого, а также от состава его элементов. Изменение К. обусловлено или перестройкой связей элементов, или изменением самих элементов, или преобразованием того и другого. Мир состоит не из законченных и неизменных вещей, а представляет собой совокупность процессов, в к-рых вещи постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, переходят в другие вещи, имеющие иное К. Поскольку благодаря своему К. объект выступает как именно данный, а не иной, то изменение К. означает превращение данного объекта в другой. При этом качественные изменения вещи каждый раз происходят на разном уровне: они могут быть связанными с изменением того, что специфично именно для данного единичного объекта или же для всех объектов данного класса. При любом качеств, изменении имеется такой более общий, а вместе с тем и более глубокий уровень К. объекта, к-рый остаётся по существу тем же: изменяется лишь вариация его существования. Т.о., качеств, изменение может быть связано и с превращением данного явления в другое, и с изменением состояния и формы существования в сущности того же предмета. Категория К. выражает определ. ступень познания человеком объективной реальности. На начальном этапе познания объект исследования выступает перед субъектом прежде всего к.-л. отд. свойством или рядом свойств. В непосредств. чувственном восприятии К. выступает как нек-рое множество свойств. "Сначала мелькают впечатления, затем выделяется нечто,- потом развиваются понятия качества... (определения вещи или явления) и количества... Самым первым и самым первоначальным является ощущение, а в нем неизбежно и качество..." (Ленин В. И., Поли. собр. соч., 5 изд., т. 29, с. 301). Познание идёт от К. к количеству и далее к их единству - мере. Любой предмет представляет собой единство К. и количества. См. Переход количественных изменений в качественные.

- психология -
 (А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)

- физиология -

 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум