ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ

7. (продолжение) Метафизическая концепция

Ингрид Элферих

Я по профессии геронтолог. Вы можете поэтому удивиться, с какой стати я пишу о метафизике в книге о феномене слышания голосов. Это началось, когда я руководила в колледже изучением способов, благодаря которым люди, страдавшие из-за огромной личной утраты, сумели найти новый смысл жизни. Все, кто больше всего преуспел в этом, оказались людьми, которые, как они говорили, нашли контакт с чем-то более высоким. Поразительно, насколько легче эти люди справлялись со своими проблемами, если обладали тем, что можно было бы определить как трансцендентальный опыт.

Во время работы у меня была также возможность общения с теми, кто приближался к смерти. При этом я обнаружила, что умирающий часто находит облегчение и успокоение в переживании, которое стало известно как предсмертный опыт. Некоторые из этих людей дали мне знать, что они слышали голоса. Обычно они узнавали в них голоса тех умерших, кого они знали и любили, хотя я отдаю себе отчет в том, что многие другие слышащие голоса не всегда имеют столь определенное представление о происхождении их голосов.

Этот опыт побудил меня к поиску системы взглядов, которые были бы более справедливы к тем, кто слышит голоса, но психически совершенно здоров, а также более справедливы, чем те, которые находятся в рамках ортодоксальной психологии.

Этот поиск был вызван по крайней мере тремя обстоятельствами.

Во-первых, в некоторых случаях голоса делают конкретное разумное сообщение, хорошо согласующееся с фактами нашего видимого мира, и действительно приносят в этот мир новую информацию. Эти сообщения содержат материал, которого, насколько можно проследить, не могло быть в сознании личности, слышащей голос.

Во-вторых, эти люди полностью уверены в том, что они слышат сообщения, которые не могут быть услышаны никем иным; не может быть ошибки в их так называемом тестировании на реальность, которое более чем адекватно.

В-третьих, некоторые из этих людей ясно различают свои собственные мысли и голоса; даже в то время как они активно заняты разговором или мыслями о себе, полностью заняты конкретными делами, голоса могут заявить о себе.

Эти три факта не укладываются в обычную модель понимания слышания голосов, которая заявляет, что это внутрипсихологический феномен. Мы нуждаемся в новой гипотезе и должны признать эту потребность.

Те, кто слышит голоса, испытывают трудности, когда у них самих или у их близких отсутствует адекватная система взглядов. Положение может ухудшиться, если они принимают теорию, которая делает их бессильными. Ясно, что альтернативный взгляд должен помочь им прийти к согласию со своими переживаниями. Даже простое знание того, что слышание голосов может быть результатом формы восприятия, неизвестной ортодоксальной психологии и психиатрии, может принести большое облегчение.

Встречаясь с этими людьми и изучая такие вопросы, я все больше убеждалась, что наше традиционное представление о мире и о людях слишком ограничено. Многие ученые пришли к подобному заключению и в поисках нового понимания начали рискованное проникновение в области, обычно считающиеся не относящимися к их профессии.

Более широкий взгляд

Я хотела бы предложить метафизический взгляд, который включает феномен слышания голосов в более широкое видение существования человека в мире.

Для начала следует сослаться на двух голландских философов.

Первый, Berger, написал введение в метафизику, в котором заявил, что буквальное значение метафизического стремление по ту сторону или перенесение по ту сторону. Метафизическая гипотеза подразумевает слоеную реальность, состоящую из различных взаимосвязанных пространственно-временных измерений, которые не могут быть восприняты нашим обычным повседневным сознанием.

Второй философ, Poortman, считает, что наш разум (или дух) может иметь собственную энергию, которая является в каком-то смысле физической. Будь это так, можно было бы предположить, что эта духовная энергия полностью заполняет физический уровень нашего существования.

Согласно этой философии, возможно существование планов и измерений, окружающих и пронизывающих наши физические жизни, влияя на нас способами, которые еще не полностью понятны. Этот метафизический взгляд предполагает, что на каком-то уровне нашего сознания мы связаны не только с живым, но и с умершим, который может все еще существовать в другом измерении действительности и в более тонком теле.

При таком подходе слышание голосов может быть понято как акт общения с человеческими существами на другом плане действительности, как такая способность восприятия, на которую претендуют некоторые ясновидящие. Возможно, что эмоциональная травма может прорывать обычные границы поля, в котором мы существуем, создавая отверстие, через которое голоса из другого измерения получают возможность овладевать травмированной личностью. Ясновидящие и яснослышащие иногда утверждают, что способны даже видеть эти отверстия; но если считать, что это не обычные, физические, сенсорные восприятия, то может быть, более корректно говорить об экстрасенсорном восприятии.

Как бы то ни было, в рамках более широкого подхода эти чрезвычайные ощущения вполне могут быть обычными восприятиями метаорганизма – организма, состоящего из другой материи.

Наш поиск не ограничен этой парапсихологической областью; полезно также рискнуть вторгнуться в область физики и новых исследований природы сознания.

Физика

Современные физики стараются привлечь внимание к тому, что унаследованный нами взгляд на действительность совершенно неадекватен: структуры, лежащие в основании нашей Вселенной, оказываются гораздо более сложными, чем мы были склонны предполагать. Как полагает один физик, "квантовая теория показала, что субатомные частицы являются не изолированными частичками материи, а вероятностными моделями, соединениями в неразделимом космическом сплетении, которое включает человека-наблюдателя и его сознание. Теория вероятности оживила космическую ткань, обнаруживая присущий ей динамический характер. Образ Вселенной как машины уступил место взгляду на нее как на неделимое динамическое целое, части которого взаимосвязаны и могут быть поняты только как модели космического процесса" (Сарга, 1982).

Несколько других современных физиков пытались, подобно Сарга, приложить этот взгляд современной физики к физическому, психическому и духовному здоровью (Bohm, 1985; Wolf, 1986; Hayward, 1987; Zohar, 1990).

Согласно некоторым из них, мистицизм (особенно восточный) выражает характер действительности более адекватно, чем объяснения, которые нам давали в школе и которые убедили нас, будто мир состоит из полностью самодостаточных сущностей и что наш разум как-то отделен от Вселенной. Кажется, что наоборот, структуры, которые мы воспринимаем в трехмерном пространстве, целиком вплетены во Вселенную.

Голографическая модель, например, – это пионерская теория, использующая математику и логику с целью показать, что сверхъестественное, возможно, является частью обыкновенной привычной природы.

Мы не можем уйти от вывода, что должен быть трансцендентальный порядок, духовный принцип, который созидательно воздействует на материю. Знаменательно, что физика была вынуждена прибегнуть к помощи метафизики точке зрения, которая предполагает совершенно другой порядок во Вселенной, чем тот, который предлагала традиционная наука. Возможно, для нас наступило время осознать метафизические проблемы, скрытые за очевидными законами природы, рассмотреть версию, которая содержит совершенно другие принципы времени и пространства. Безусловно, многие физики теперь согласны с тем, что современная физика имеет важные приложения к некоторым фундаментальным концепциям психологии и психиатрии: она ставит под вопрос принятые представления о личности, чувствах, разуме и, наконец, последнее (но не по значению) – о действительности.

Исследование сознания

До недавнего времени западная наука была убеждена, что все аспекты человеческого сознания могут быть объяснены в понятиях физиологического взаимодействия клеток мозга. Однако теперь возрастает убеждение в том, что этот электрохимический процесс сам должен быть объяснен ссылкой на автономный духовный принцип. Исследователь мозга G.R.Taylor (1979) приводит многочисленные примеры возникновения ощущений без какого-либо различимого предшествующего сенсорного возбуждения. Он заключает, что одной мозговой деятельности недостаточно для объяснения функционирования сознания: иногда кажется, будто наш разум имеет в своем распоряжении энергию, которая полностью является его собственной и иной, чем та, которая характеризует доступную для наблюдения мозговую деятельность.

Несколько ученых, изучавших человеческий разум, обнаружили убедительные признаки того, что его следует рассматривать как духовный элемент, связанный с другими измерениями действительности, как энергию, которая в продолжение нашей физической жизни по крайней мере частично независима от деятельности мозга.

Stanislav Grof, американский психиатр в результате 30-летнего изучения измененных состояний сознания внес большой вклад в исследование так называемых трансперсональных переживаний. Он развил метод проникновения в более глубокие слои сознания и открыл, что в этих слоях наша психика может затрагивать конкретную реальность, которая недоступна нашему обычному бодрствующему разуму. Grof перекликается со многими идеями современной физики и рассматривает измененные состояния сознания как источники информации о природе Вселенной и человеческого разума.

 Его наблюдения больных с психозами чрезвычайно уместны в отношении слышания голосов: "Все западные определения психоза придают особое значение неспособности индивидуума отличать субъективное переживание от объективного восприятия мира. Ключевым в определении психоза является тестирование на правильное восприятие действительности.

Таким образом, очевидно, что концепция психоза решающим образом зависит от бытующих научных представлений о действительности. Традиционно психиатрия определяет здоровье как соответствие восприятия и познания механистическому взгляду на мир. Если восприятие мира индивидуумом серьезно отклоняется от этой модели, это рассматривается как симптом патологического процесса, затрагивающего мозг, или как болезнь. Диагностирование психоза не будет отделено от определения реальности и будет зависеть от него до тех пор, пока сдвиг научной парадигмы не изменит представление о природе реальности".

Grof заключает: "В соответствии с представленной здесь новой моделью функциональные матрицы, служащие инструментом в психотических эпизодах, являются существенными и неотъемлемыми частями человеческой личности. Решающей проблемой в понимании психоза, таким образом, является опознание факторов, отличающих процесс психоза от мистического процесса" (Grof, 1985).

Мистический опыт

Мистический означает "в прямой связи с абсолютной реальностью" или "переживание единства мира". Мистический опыт – это восприятие (вне средств связи) высшей реальности и наиболее мощный способ, которым человек может получить силу из потустороннего источника.

Благодаря этому опыту мы можем заключить, что наш обычный взгляд на действительность – это только один из многих способов восприятия. Мы можем быть подняты на более высокий план силами из другого измерения и подведены к убеждению, что наше сознание неразрушимо. Мы можем прикоснуться к реальности, которая превышает то, что мы всегда принимали. Те, кто прошел такие испытания, склонны описывать их как состояние познания, но это знание, по-видимому, трудно воссоздать, учитывая ограничения нашего обычного состояния сознания; вследствие этого новое знание не может быть передано другим. Но психологическое воздействие этого опыта ясно: прямой контакт с единством Вселенной ведет к немедленному осознанию того, что небеса и Земля сложнее, чем, воображает наша философия.

Мистическая версия действительности очень хорошо согласуется с версией, выдвинутой современными физиками. В 1966 году психолог Le Shan провел показательный опыт. Он отобрал 62 различных утверждения об устройстве Вселенной: половина из них принадлежала физикам (Эйнштейн, Оппенгеймер, Бор, Гейзенберг, Планк), а вторая половина мистикам (Ekhart, Aurobindo, Vivekanada). Он перетасовал их и представил, не указав авторов, группе людей, которые изучали либо физику, либо мистику. Когда они определили, кто автор каждого утверждения (физик или мистик), правильные ответы составили не более 60%: подобие точек зрения было слишком большим, заключения о природе реальности – слишком близкими друг другу.

Поражающим примером осведомленности о существовании внеиндивидуальной психики является предсмертный опыт. Изучение ощущений умирающих показало, что люди могут иметь переживания, подобные переживаниям мистика. Возможно, наиболее поразительное открытие автономной динамической природы нашего разума и существования во Вселенной других измерений получено на основании опыта тех, кто пережил клиническую смерть. Отсутствует научное объяснение того факта, что такие люди после возвращения к жизни могут точно описать события, происходившие вокруг их мертвого тела в то время, как не регистрировалась активность мозга. Почти во всех случаях, когда факты могли быть независимо проверены, восприятия умершего в деталях соответствовали действительным событиям. Отсутствуют сенсорные объяснения этой точности. Более того, содержание таких переживаний у различных людей совпадает гораздо полнее, чем можно было бы ожидать, если бы они были просто продуктом индивидуальных изолированных мозгов. Многие из тех, у кого был такой опыт, убеждены, что им была дарована мимолетная картина другой формы существования.

Многие ученые, глубоко изучавшие этот предмет, склонны видеть в предсмертном опыте веское указание на то, что человеческий разум может быть активным и сознающим в другом измерении реальности, независимо от деятельности мозга. Наука в целом не должна пренебрегать фактами, с которыми мы столкнулись лицом к лицу.

Заключение

Современная исследовательская работа как в физике, так и в области человеческого сознания подкрепляет метафизический взгляд на мир, а именно: человек может переступать пределы своего физического существования и находить доступ к другим измерениям, которые являются такой же частью реальности мироздания, как и видимый мир.

Каково же применение этого метафизического взгляда для человека, слышащего голоса? Его потенциальная польза состоит в том, что он делает возможным для голосов представлять феномен, превосходящий индивидуальность слышащего.

Такая модель помещает наши восприятия в более широкие рамки понимания, подразумевает способность контактировать с другими планами существования. В случае отрицательных голосов это будет наводить на мысль, что с человеком борется нечто, действительно существующее, даже если его реальность не постигается другими. Тогда слышащему голоса необходимо развить душевную силу и способность изолировать себя от этих восприятий.

Главным психологическим приложением такого взгляда является необходимость (особенно в случае отрицательных голосов) проработки эмоций или событий, которые не были правильно разрешены в прошлом. Гармония, достигаемая в результате принятия самого себя, может быть лучшей защитой для человека, когда ему противостоят такие отрицательные энергии.

Те, кто боится, что из-за слышания голосов на них будут смотреть как на ненормальных, могут найти большое облегчение в простой уверенности, что в их опыте нет ничего ненормального, поскольку его разделяют многие психически здоровые люди. Худшее, что может случиться со слышащим голоса, это оказаться в руках того, кто не осведомлен и рассматривает каждый случай слышания голосов как патологический. С другой стороны, психолог или психиатр, осведомленный о возможном воздействии трансцендентальных переживаний, может быть способен помочь другим в здоровом освоении этих познаний, которые обогатят смысл их жизни.

Необходимо осуществить сдвиг в традиционной точке зрения, который помог бы прояснить тот факт, что мы живем в мире, состоящем из взаимопроникающих уровней реальности. Слышание голосов благодаря богатству информации, которую несут некоторые из них, может даже помочь в осуществлении этого сдвига. С помощью самих слышащих мы возможно откроем законы, управляющие нашей способностью настраивать себя на другие измерения этой пространственно-временной реальности.

Ссылки
Bohm, D. (1987) The Enfolding-Unfolding Universe; Revision Journal; reprinted in Wilber (1982).
Bohm, D. (1985) Unfolding Meaning; Routledge & Kegan Paul, London.
Capra, F. (1982) The Turning Point: science, society and the rising culture; Simon & Schuster, New York.
Grof, S. (1970) Beyond Psychoanalysis: implications of LSD research for understanding dimensions of human personality; Darshana International, New York.
Grot, S. (1985) Beyond the Brain: birth, death and transcendence in psychotherapy; State University of New York, Albany, NY.
Hayward, J. (1987) Shifting Worlds, Changing Minds: where the sciences and Buddhism meet; Shambala, Boston.
LeShan, L. (1966) The Medium, the Mystic and the Physicist: towards a general theory of the paranormal; Thurstone Books.
Pribram, К. Н. (1982) What the Fuss is All About; in Wilber (1982).
Taylor, G. R. (1979) The Natural History of the Mind; Martin Seeker, Warburg.
Wilber K. (1982) The Holographic Paradigm; Shambala, London.
Wolf, F. A. (1986) The Body Quantum: the new physics of body, mind and health; MacMillan, New York.
Zohar, D. (1990) The Quantum Self; Morrow, New York.

Парапсихология и слышание голосов

Даув Босга

Обобщение переживаний слышания голосов как одинаковых вводит в заблуждение. Более глубокий анализ свидетельствует, что под "зонтиком" термина "слышание голосов" скрывается широкий ряд весьма различных переживаний. Индивидуум, который не может справиться с этими голосами, обычно в конце концов прибегает к психиатрической помощи, которая долгое время основывалась на представлении, что клиент получит наибольшую пользу от полного исчезновения голосов. Этот взгляд начал постепенно меняться: люди стали понимать, что реальная проблема состоит не столько в слышании голосов, сколько в неспособности справиться с ними.

Это, конечно, справедливо для формы слышания голосов, связанной с парапсихологией, которая известна как яснослышание. Последнее, как подсказывает термин, тесно связано с гораздо более широко известным феноменом ясновидения. Чтобы проиллюстрировать, какого рода свет парапсихология может пролить на слышание голосов, сначала коротко познакомимся с феноменом паранормального восприятия в общем.

Экстрасенсорное восприятие

Парапсихология связана с изучением экстрасенсорного или паранормального восприятия. В этом контексте "пара-" означает "сверх"; паранормальное восприятие, таким образом, относится к восприятию, которое дополняет нормальное восприятие, т.е. восприятие пятью физическими органами чувств. Подразумевается, что обладающие этим даром индивидуумы способны получать знания о событиях в окружающем их мире и о переживаниях других людей экстрасенсорными средствами: они видят, слышат или знают нечто, что невозможно постичь только с помощью собственных глаз, ушей или другого известного органа. Экстрасенсорные восприятия обычно делятся на две группы: телепатия и ясновидение.

Телепатия и ясновидение

Телепатия определяется как способность овладевать информацией о содержимом сознания другого существа (человека или животного) без использования пяти органов чувств. Содержимое сознания – это не только мысли, но и чувства, отношения, настроения, т.е. все факторы, определяющие человеческое сознание. Поскольку это знание получено без обращения к обычным чувствам, значит, это восприятие не имеет пространственных ограничений: телепатические сообщения могут покрывать большие расстояния.

Ясновидение – это способность овладевать информацией о людях, вещах или событиях без использования пяти органов чувств. Различие между ясновидением и телепатией заключается, в первую очередь, в объекте добытого знания: если это знание связано не с содержимым чужого сознания, а с событиями, включающими или не включающими человека (или животное), мы говорим о ясновидении. 'Эти восприятия могут относиться к событиям в настоящем или прошлом, а иногда и в будущем.

По определению телепатия и ясновидение настолько тесно связаны, что часто невозможно различить их. Это объясняет, почему на практике люди склонны называть любое из них ЭСВ (экстрасенсорное восприятие). Ясновидение в любом случае неудовлетворительный термин, поскольку предполагает, что медиум видит ясно; как будет показано, многие случаи экстрасенсорного восприятия не включают видение, но даже если это так, то видение редко бывает ясным. Паранормальное впечатление может быть довольно смутным или только частично соответствовать реальности. Хорошо известный мистик Warner Tholen однажды изложил это таким образом:

Позвольте мне привести пример того, как работает ясновидение. Представьте, что вы только что прогуливались по площади Пикадилли в Лондоне, и сразу после этого пытаетесь мысленно представить себе (визуализировать) место действия. По всей вероятности, то, что вы назовете, будет смутным впечатлением, или вы увидите одну часть площади очень отчетливо, а другие части не увидите вовсе. Один человек будет ясно видеть памятник, другой лестницу и голубей, еще один – всю площадь, заполненную людьми, и т.д. Это очень похоже на опыт ясновидения. В одном случае вы можете видеть только малую часть, в другом вы увидите что-то смутно и испытаете какое-то чувство, в третий раз вы можете видеть несколько фрагментов, не зная, как они связаны между собой.

Классификация экстрасенсорных восприятий

Было предпринято много попыток классифицировать экстрасенсорные восприятия. Одну из таких систем ввел парапсихолог Frederic Meyers в 1904 году, и она все еще широко применяется сегодня. Meyers разделил формы ЭСВ на две основные категории: сенсорный автоматизм и моторный автоматизм. Внутри этих категорий он различал несколько типов, каждый из которых представляет более точное определение формы выражения ЭСВ. Поскольку моторный автоматизм неинтересен для нас в данном контексте, обсуждать его не будем.

Сенсорный автоматизм. В сенсорном автоматизме информация, полученная паранормально, непроизвольно трансформируется в сенсорное восприятие. Можно выделить шесть типов сенсорного автоматизма, пять из которых соответствуют органам чувств, в то время как шестой относится к паранормальному знанию или к тому, что можно назвать яснознанием.

Ясновидение. Одна из наиболее частых форм выражения ЭСВ – визуальное восприятие. Здесь экстрасенсорная информация трансформируется в видимый образ.

Паранормальное ощущение. В то время как ясновидение является, без сомнения, наиболее известным проявлением ЭСВ, паранормальное ощущение случается наиболее часто. Под этим мы подразумеваем, что индивидуум воспринимает физическую боль и ощущения, испытываемые другими, а экстрасенсорная информация трансформируется в телесные ощущения.

Яснослышание. Это слышание внутреннего голоса, сообщающего послание, относящееся к реальности.

Паранормальное обоняние. Когда запах играет важную роль в каком-то деле, это может проявиться в паранормальном восприятии. Так, мистик может вдруг во время консультации почувствовать запах коровьего навоза. Это означает, что деятельность человека, о котором было сообщение, как-то связана с коровами.

Паранормальный вкус. Принимая во внимание, что сфера действия ЭСВ в отношении ранее рассмотренных четырех органов чувств фактически намного шире, мы должны предположить, что случаев, включающих вкус, также больше, чем задокументировано. Один такой пример касается матери, пытавшейся решить, чем кормить семью на следующий день; ее сын уже знал то, чего она сама еще не знала, потому что чувствовал вкус спагетти во рту. Такие случаи, однако, скупо отражаются в литературе, и, возможно, парапсихологи не уделяют этой области достаточного внимания.

Паранормальная проницательность. Есть сообщения о случаях, когда экстрасенсорная информация не трансформируется в образ, звук или какое-либо другое чувственное впечатление, но тем не менее восприятие каким-то образом проникает в сознание. В этих случаях мы говорим о паранормальной проницательности. Индивидуум может иметь определенное ощущение, не зная его значения, или вдруг осознать, что что-то случилось. Здесь проходит граница, разделяющая такие феномены, как интуиция и вдохновение, для объяснения которых у науки также нет нужных средств.

Яснослышание

В парапсихологии слышание голосов без чувственного основания по традиции ставится в один ряд с видением образов, восприятием запахов и т.п. Может возникнуть вопрос, при каких обстоятельствах мы должны считать феномен истинным субъектом парапсихологического изучения. Ясно только тогда, когда может быть доказано, что услышанные сообщения соответствуют действительным событиям в материальном мире. Иллюстрацией этого может послужить довольно драматический пример.

Священник получил настоятельное предупреждение внутреннего голоса не идти вечером в театр. Он подчинился голосу и не пошел. Однако, поскольку он уже купил билеты, и было досадно не воспользоваться ими, он предложил их другу. Его друг очень обрадовался такому щедрому предложению, взял билеты и пошел в театр. Во время представления театр сгорел; друг священника погиб в пламени.

Голландский парапсихолог W. Н. С. Tenhaeff (1976) рассматривает яснослышание как феномен псевдогаллюцинации, соответствующей действительности. В нашем примере священнику можно было бы сказать, что у него была галлюцинация, так как он слышал нечто, не имеющее сенсорного основания. Однако фактически здесь налицо псевдогаллюцинация, потому что он убежден в том, будто слышит нечто, чего в действительности нет. Наконец, это правдивый опыт, поскольку содержание того, что он слышал, соответствовало последовавшим событиям.

Благоприятные условия

Определенные условия оказываются особенно способствующими экстрасенсорным восприятиям. Изучение показало (Schmeidler, 1988), что когда люди находятся в измененном состоянии сознания (таком, как гипноз, сон, глубокий отдых или стресс), возрастает количество случаев спонтанных переживаний ясновидения и яснослышания. Обнаружилось также, что случаи ЭСВ особенно характерны для индивидуумов, имеющих эмоциональную связь, таких как партнеры, родственники, а также психиатры и их пациенты (Schwartz, 1980; de Bruijn, 1992).

В 1987 году британский прогрессивный психолог Spinelli сформулировал интересную гипотезу. Он допустил, что мы вправе говорить о регистрации чужих мыслей только в том случае, если мы осознаем собственные мысли и можем, таким образом, отличать одни от других, другими словами, только когда индивидуум осознает свою личность, он может оценить, что затронуты мысли или переживания другого человека. На этом основании Spinelli пришел к гипотезе, что для данного индивидуума экстрасенсорные восприятия наиболее часты, пока стабильная идентификация еще не установилась. До этого времени границы между собой и другим еще не определены. В самом деле, любой в подобном положении широко открыт перед другими: впечатления, касающиеся другого человека, переживаются как собственные. Непохоже, чтобы при таких обстоятельствах это переживание было угрожающим, потому что потребность в защите собственной индивидуальности еще не развита. Ясно, что в соответствии с этой моделью можно ожидать особенно много примеров экстрасенсорного переживания среди детей. Это было, действительно, подтверждено исследованием Spinelli, которое показало также, что количество таких переживаний пропорционально уменьшается с возрастом.

Конечно, есть много взрослых людей, переживающих ясновидение и яснослышание, но это проявляется, как оказывается, в измененных состояниях сознания и при эмоциональных отношениях. При обоих этих обстоятельствах индивидуум менее склонен ограждать свою индивидуальность и поэтому более восприимчив по отношению к партнеру. В контексте таких отношений чужие мысли, очевидно, не будут переживаться как такие угрожающие, как в иных случаях. Было бы, конечно, упрощением утверждать, что любой опыт ЭСВ, имеющий место вне этих обстоятельств, является доказательством слабой идентификации, однако подход Spinelli предлагает интересную перспективу дальнейших исследований.

Остается вопрос о том, может ли человек извлечь какую-либо пользу из информации, получаемой посредством голосов как паранормального восприятия. По нашему опыту, это только частично так. На практике часто оказывается, что такие переживания воспринимаются как тяжелое бремя, и это может создать серьезные проблемы. В консультативном отделении Института парапсихологии в Утрехте мы стараемся помочь тем, кто, справедливо или ошибочно, считает себя испытывающим мистический или паранормальный феномен и не знает, как с этим справиться. Могут возникать различные проблемы; один из наших сотрудников, Martine Busch, сгруппировал их в пять основных категорий:

Проблемы, проистекающие из самого переживания.
Само содержание переживания неприятно. Получаемая информация касается неприятных вещей, таких как болезнь, смерть и др. Это может вызвать чувство вины или привести в замешательство, поскольку людям очень трудно понять природу таких переживаний. Многие чувствуют себя так, как будто они действительно живут в двух разных мирах.

Проблемы, проистекающие из реакции семьи и знакомых.
Люди чувствуют себя особенными и непонятыми, а реакции окружающих заставляют их чувствовать себя одинокими в этих переживаниях. Уже убедившись в своем отличии, они могут страдать от огромной неуверенности, замешательства и одиночества.

Проблемы, возникающие из-за участия в паранормальных играх.
Попытки контактировать с душами умерших всегда были популярной игрой. Оставляя в стороне вопрос о том, возможно ли это на самом деле, ясно, что некоторых людей такие игры могут привести к чрезвычайному страху, навязчивым идеям и умопомешательству.

Проблемы, ошибочно считающиеся паранормальными.
Когда во время настоящего психического расстройства случается одиночное паранормальное переживание, индивидуум может пытаться использовать это как объяснение для всего остального. Подобным образом психосоматические заболевания могут быть приписаны паранормальной чувствительности.

Проблемы ассимиляции.
Субъект не знает, что делать или что может быть сделано с паранормальными переживаниями, ожидает духовного роста, хочет развить свои паранормальные способности или найти способ соединить паранормальностъ со своим личным развитием.

Если мы признаем, что возможен феномен слышания голосов, отражающий активную способность паранормального восприятия, все равно необходимо контролировать влияние голосов. Такое мастерство существенно, потому что все те, кто действительно одарены паранормально, сталкиваются с нежелательными впечатлениями. Кажется невозможным уберечься при этом от случайностей; однако возможно учиться справляться с ними. Это уводит нас в другую сферу, поэтому позвольте ограничиться здесь короткой ремаркой. Тот, кто подавлен экстрасенсорными впечатлениями или считает себя подверженным им, может очень помочь себе, посидев спокойно примерно десять минут один или два раза в день; это даст возможность осознать и принять все текущие впечатления. Такое упражнение поможет эффективно справляться с этими восприятиями и значительно уменьшить напряжение.

Ссылки
Meyers F. W. Н. (1904) Human Personality and its Survival of Bodily Death; Longmans, Green and Company, New York.
Schmeidler, G. R. (1988) Parapsychology and Psychology; McFarland, Jefferson, NC.
Schwartz, В. Е. (1980) Psychic Nexus; Van Nostrand Reinhold, New York.
Spinelli, E. (1987) Child Development and GESP: a summary; Parapsychology Review, vol. 18, no. 5.
Tenhaeff, W. H. C. (1972) Telepathy and Clairvoyance; Charles C. Thoman, Springfield, Ill.

продолжение
7.
(прордолжение)    Pathwork и слышание

БИБЛИОТЕКА
 galactic.org.ua
Интерактив лаборатория

Мариус Ромм
Сандра Эшер

Перев. с англ.
Эммы Кипнис
 К.: "Сфера", 1998.

1. ВВЕДЕНИЕ
2. НОВЫЙ ПОДХОД
3. БРИТАНСКИЙ ОПЫТ
4. ПСИ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
5. РАЗГОВАРИВАЯ О ГОЛОСАХ
6. ОПЫТ НЕ ПАЦИЕНТОВ
7. НЕПСИХИАТРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
8. ПЕРЕРАСТАЯ ПСИХИЧЕСКОЕ ПОПЕЧЕНИЕ
9. ПСИХИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
10. КОНТРОЛЬ
11. РЕЗЮМЕ

 


 

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум