СОЗНАНИЕ, ПОДСОЗНАНИЕ, СВЕРХСОЗНАНИЕ

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК

   

Сознание, Подсознание, Сверхсознание


Психическая деятельность человека имеет трехуровневую структуру, включая в себя сознание, подсознание и сверхсознание (надсознание).

Сознание есть знание
, которое может быть как-то передано другим, это возможность в речи или другим способом передать свое знание другому.
К сфере подсознания относится все то, что когда-то было осознаваемым или может стать осознаваемым в определенных условиях. Это - хорошо автоматизированные навыки, глубоко усвоенные социальные нормы и мотивационные конфликты, тягостные для субъекта. Подсознание защищает сознание от излишней работы и психических перегрузок. К подсознанию относятся и проявления интуиции, не связанные с порождением новой информации, а основанные лишь на использовании ранее накопленного опыта. Подсознание формируется также на основе имитации поведения. Поэтому пример взрослых и сверстников, непосредственно воздействующих на подсознание ребенка, минуя сознание, оказывает большое влияние на формирование личности ребенка.

Деятельность сверхсознания (творческой интуиции) проявляется в виде первоначальных этапов творчества, которые не контролируются сознанием и волей. Неосознанность этих этапов представляет защиту рождающихся гипотез от консерватизма сознания, от чрезмерного давления ранее накопленного опыта. Только затем сознание отбирает нужную гипотезу путем их логического анализа. Важнейшим средством тренировки и развития ,сверхсознания является детская игра. Будучи свободна от достижения утилитарных и социально престижных целей (до определенного возраста), игра обладает той самоценностью, которая направляет ее на решение бескорыстно-творческих задач. Детская игра мотивируется только потребностями познания и приобретения знаний, умений и навыков (вооруженности), которое понадобится в дальнейшем. Эти потребности питают деятельность детского сверхсознания, делая каждого ребенка фантазером, первооткрывателем и творцом. Недаром подлинно великие умы характеризуются сохранением отдельных черт детскости.

   Подсознание, Сознание, Сверхсознание

Неполное осознание субъектом движущих им потребностей снимает мнимое противоречие между объективной детерминированностью поведения человека наследственными задатками, условиями воспитания, окружающей средой и субъективно ощущаемой им свободой выбора. Эта иллюзия свободы является чрезвычайно важной, поскольку обеспечивает чувство личной ответственности, побуждающее всесторонне анализировать и прогнозировать возможные последствия того или иного поступка.

С точки зрения внешнего наблюдателя человек несвободен, ибо все его поступки могут быть объяснены его характером, обстоятельствами и т.д. В то же время с позиции внутреннего наблюдателя - его рефлексирующего сознания - он свободен, что и порождает чувство личной ответственности за совершенный поступок.


Возбудить ось сверхсознания
Знание—сила Номер 6/02

 

Сверхсознанием (термин заимствован у К.С. Станиславского) называют процессы творчества, интуитивного поиска. Оно пользуется следами памяти и получает выводы без вмешательства сознания, избежав тем самым его предпочтений, опыта и необходимости оформлять мысли в слова. Сознание лишь оценивает полученный результат, но не процесс работы сверхсознания. Психологи выделяют еще два типа бессознательного - досознание (безусловные рефлексы, врожденные формы и мотивы поведения) и подсознание (реакции, доведенные до автоматизма).

Внушение, зомбирование, программирование поведения, о которых мы говорили в главной теме прошлого номера, требуют измененных состояний сознания. Одна из дверей, ведущих туда, - психоактивные вещества, наркотические снадобья. Но далеко не единственная. Движение, дыхание, звук и слово - вот четыре компонента, помогающих изменить обыденную работу мысли, устранить ее постоянный контроль. Изучение процессов, происходящих при этом в мозге, ведется в Институте высшей нервной деятельности РАН.
С его сотрудником, доктором биологических наук Ниной Евгеньевной Свидерской встретился наш корреспондент Кирилл Ефремов.

К.Е.: - Нина Евгеньевна! В чем суть "измененных состояний" сознания?
Н.С.: - При некоторых физиологических состояниях, таких как сон или кома, сознание человека может отключаться целиком. Но бывает, что оно не отключается, а лишь приглушает свою активность, ослабляет привычный контроль за действиями ("что можно, а что нельзя") и за потоками информации ("что замечать, а что нет"). При этом активизируется подсознание, улавливающее и хранящее массу информации - неосознанной и потому неиспользуемой рассудком. И подсознание получает возможность себя проявить.

К.Е.: - А что при этом происходит в структурах мозга?
Н.С.: - В наших исследованиях мы наблюдали усиление активности некоторых зон коры. Оказывается, в состоянии обычного бодрствования у человека больше возбуждены передние (лобные) области левого полушария и задние - правого. Связь между ними образует своеобразную "когнитивную ось". Но в измененных состояниях сознания картина несколько меняется. Так, при совершении автоматических действий передняя левая область "замолкает". А во время творческой работы становятся активными противоположные области коры полушарий: задняя левая и передняя правая. Мы условно назвали их взаимодействие "осью сверхсознания". Такая же "ось" возникает и при выполнении особых дыхательных упражнений.

К.Е.: - Творческое дыхание? Расскажите об этом подробнее.
Н.С.: - Существуют разные дыхательные методики, оказывающие влияние на нервные процессы. В частности, техника холотропного дыхания. Ее предложил психотерапевт Станислав Гроф - как альтернативу использования ЛСД для достижения измененных состояний сознания. Здесь в течение долгого времени (до нескольких часов) практикуется очень интенсивное дыхание - в ритме музыки. Обязательно под наблюдением врача - ведь могут произойти остановка дыхания, судороги или появиться другие опасные симптомы. Сознание при этом претерпевает очень глубокие изменения. Человек переживает так называемые перинатальные матрицы, вспоминая и вновь переживая свое прошлое - вплоть до ощущений, испытанных при рождении на свет.

К.Е.: - Это воспоминание или все-таки иллюзия? Кажется, Набоков иронизировал, рассказывая о психотерапевте, который мог заставить вас вспомнить момент собственного зачатия...
Н.С.: - Это не иллюзия, а именно считывание воспоминаний и даже восстановление целых эмоциональных состояний. Которое, кстати, позволяет избавиться от последствий психологических травм раннего возраста. Есть менее сложная, щадящая дыхательная техника - ребефинг, в которой дыхание частое и поверхностное (выдох толчками).

К.Е.: - Что же при этом происходит в организме? В восточных духовных учениях все объясняется потоками энергии: праны, ци. А с точки зрения нейробиологии? Предположим, мы отдаем себе команду дышать интенсивнее. Насколько мне известно, это делает корковый центр. Если автоматизм ритмической смены вдоха и выдоха задают ядра в продолговатом мозге, то кора позволяет нам произвольно управлять дыхательными мышцами, особенно когда мы говорим или поем. Кстати, его интенсивная работа оказывает на кору общее тормозящее влияние. А что происходит дальше?
Н.С.: - Дальше, благодаря интенсивному дыханию, в крови изменяется концентрация кислорода и углекислоты, что опосредованно воздействует на особые зоны в боковом гипоталамусе. На энцефалограмме в это время наблюдаются мощные всплески - пароксизмы. По тому, какой характер они имеют, можно обнаружить скрытые патологические процессы. Часто появляются неприятные ощущения, судороги, онемение конечностей. Но если их преодолеть, то у многих людей развивается привыкание, и гипервентиляция вызывает торможение, успокоение. Одновременно приходит чувство эйфории, галлюцинации, вспышки света "в голове", иллюзия путешествия.

К.Е.: - А почему возникают световые эффекты?
Н.С.: - Как показывает энцефалограмма, возбуждается зрительная (затылочная) кора левого полушария. Именно она отвечает за создание зрительных образов.

К.Е.: - В мистических учениях видения объясняются, например, так: у человека приоткрывается третий глаз, которым он во время "космического путешествия" видит "тело Брахмы" - геометрические тела, мерцающие во тьме, и ослепительную "звезду Абсолюта"... Действительно, ощущения именно такие, причем они сходны у многих практикующих. Можно ли утверждать, что здесь действуют не столько "мистические", сколько одни и те же нервные механизмы?
Н.С.: - Это пока находится вне поля зрения традиционной науки о мозге. Ведь наука получает знания лишь с помощью воспроизводимых методов. А пока они не созданы - нельзя получить и убедительной информации.

К.Е.: - Существует немало попыток подвести материальную базу под то, что происходит при медитации и в иных состояниях сознания. Так, например, утверждают (проводя довольно примитивные анатомические аналогии), что третий глаз - это эпифиз, крохотный вырост промежуточного мозга. Другая точка зрения мне нравится больше: "третий глаз" - это замкнутый контур подкорковых структур, образующих так называемую лимбическую систему. Этакое хрустальное яйцо в центре мозга, острие которого приходится на точку между бровями. Лимбическая система - центр памяти, эмоций, желаний, она управляет вегетативными функциями. А не есть ли это еще и "орган медитации", который возбуждается, когда кора "умолкает"? Который считывает образы, записанные в подсознании (а может быть, и в памяти Вселенной)?
Н.С.: - То, что лимбическая система активно участвует в измененных состояниях сознания, несомненно. Как раз там находятся древние центры, ведущие подсознательную обработку информации.

К.Е.: - А какое воздействие на состояние мозга оказывают ритм дыхания и вообще ритмические раздражения?
Н.С.: - Они вызывают торможение коры, особенно левого полушария. В целом, в мозге постоянно происходит взаимодействие ритмов, как приходящих извне, так и внутренних. При этом работают многие резонансные системы и особые группы клеток - пейсмекеры, генераторы ритма. Так, в передней части большого мозга - в области перегородки - находится пейсмекер, воздействующий на гиппокамп и задающий тэта-ритм (он появляется, когда человек начинает засыпать). Таламус способствует генерации альфа- и гамма-ритмов бодрствующей коры. А медленные ритмы сна задает ретикулярная формация в стволе мозга. Однако никогда нельзя точно утверждать: эта и только эта структура мозга выполняет именно такую функцию.

К.Е.: - Неужели нет убедительных выводов?
Н.С.: - Изучение мозга - одна из сложнейших областей науки. Здесь, наверное, как нигде, проявляется парадокс: чем больше узнаем - тем меньше определенности. По мере изучения структур мозга выявляются все новые функции (порой противоречивые), связи, влияния, новые вещества-регуляторы. Раньше много значения придавали коре мозга - действительно, она активно вмешивается в самые разные нервные процессы. И ее сравнительно легко изучать методами энцефалографии. Но оказалось, что огромное влияние имеют и подкорковые центры - без них не обходятся даже самые "разумные" процессы - речь, мышление. Однако подобраться к ним гораздо труднее - нужны сложные методы томографии и виртуозные операции. Так что расшифровка нейрологических основ сознания - дело будущего.


Сверхсознание, Сознание, Подсознание

Смотрите статьи
Симонов: "О двух разновидностях неосознаваемого: Под- и Сверхсознании"

Современные подходы к изучению деятельности мозга

Слезин В.Б.: "Молитва как особое состояние человека"

Сознание, Подсознание, Сверхсознание

Слезин В.Б.: "Физиология медитации..."

Мозг головной - Лимбическая система

Сверхсознание

Подсознание

Сознание

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум