с
л
о
в
а
р
ь

П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК
.


ЦЕЛОСТНОСТЬ - ЧАСТЬ И ЦЕЛОЕ

 


Целостность - завершенность, тотальность, цельность и собственная закономерность вещи.

На рубеже 19 и 20 вв. стали употреблять это понятие для того, чтобы рассматривать все вещи прежде всего в их первоначально цельной взаимосвязи, в их структуре и, т.о., отдать справедливость тому факту, что указание свойств составных частей никогда не сможет объяснить общего состояния или общего действия вещи; ибо отдельное, «часть» может быть понята только вне целого, а целое, как учил еще Аристотель, больше суммы своих частей.
Целое не «составлено» из частей, в нем только различаются части, в каждой из которых действует целое; ср. Организм (динамическая целостность).

В психологии особенно назрела необходимость освободиться от механистического, атомистического способа рассмотрения, характерного для 18 и 19 вв., и сделать предметом исследования неискаженную, самобытную душевную жизнь; до сих пор от психологии ускользало специфически душевное, т.е. смысл и значение (см. Целостная психология).

В социологии благодаря О. Шпанну понятие целостности превратилось в ведущее понятие универсалистского учения об обществе.
Согласно этому учению, целостности составляют не только форму явлений, «структур», но являются движущими силами, носителями каузальности, которую нельзя определить, а можно только обнаружить.

В педагогике новое понимание целостности привело к преобразованию методов обучения чтению и письму (с самого начала целостное обучение): метод чтения по слогам был отброшен; слово больше не составлялось из отдельно заучиваемых букв или звуков, а буквы и звуки брались как части слова, запомнившегося как целостность.
С помощью нового метода дети начали учиться читать и писать гораздо быстрее, чем раньше.
С той же точки зрения было изменено первоначальное обучение счету.

Целостное рассмотрение впервые находим у Альберта Великого, затем в классике и в идеализме 18 и нач. 19 в.
В настоящее время преобладает целостный способ рассмотрения всех явлений; см. также Холизм.

Часть и Целое, филос. категории, выражающие отношение между совокупностью предметов (или элементов отд. объекта) и связью, которая объединяет эти предметы и приводит к появлению у совокупности новых (интегративных) свойств и закономерностей, не присущих предметам в их разобщённости.
Благодаря этой связи образуется целое, по отношению к которому отд. предметы выступают в качестве частей.

Категории Часть и Целое характеризуют также общее движение познания, которое обычно начинается с нерасчленённого представления о целом, затем переходит к анализу, расчленению целого на части и завершается воспроизведением объекта в мышлении в форме конкретного целого.
Характер трактовки категорий Часть и Целое и связанной с ними проблемы целостности в значительной мере определяет общую стратегию научного познания в тот или иной период его развития.

Вопрос отношения Часть и Целое, поставленный еще в античности, рассматривался во всех значительных философских учениях.

Идеалистические учения ((идеализм - от греч. idea - идея как метафизическая сущность вещи) Платон, средневековая схоластика, отчасти Г. Лейбниц) делали упор на несводимость целого к сумме частей. Они рассматривали в качестве подлинно целостных лишь продукты духовной деятельности, а материальные образования трактовали как механически целые, мёртвые агрегаты.

Материалистические (лат. materia - вещество) концепции (Ф. Бэкон, T. Гоббс, Дж. Локк, франц. материалисты 18 в.) были связаны, как правило, с механистическим, суммарным пониманием целого, заимствованным из механики (а позднее - из классической физики).
Классическое естествознание стремилось познать целое лишь с точки зрения его состава, строения.

Немецкая классическая философия (Ф. Шеллинг, Г. Гегель) ввела различение неорганичного и органичного (саморазвивающегося) целого; однако органичное целое связывалось лишь с развитием духа, а не материи (частиц).
В 19-20 вв. подобное толкование отношения Часть и Целое развивалось в различных идеалистических концепциях (неовитализм, холизм, интуитивизм и др.).

Разрыв и противопоставление этих двух сторон (механическая сумма частей - на одном полюсе; духовное, мистическое целое - на другом) приводит к антиномиям (от греч. antinomia противоречие в законе) Часть и Целое, главные из которых таковы:
1. Положение - целое есть сумма частей. Противоположение - целое больше суммы частей.
2. Части предшествуют целому. Целое предшествует частям.
3. Целое причинно обусловлено частями. Целостный подход противоположен причинному и исключает его.
4. Целое познаётся через знание частей. Части как продукт расчленения целого могут познаваться лишь на основе знания о целом.

Современная наука, обобщая данные теоретических концепций и дисциплин, основанных на целостном подходе к объектам (концепция интегративных уровней в теоретической биологии, исследования в генетике, экологии, физиологии, психологии, лингвистике и т.п.), не только теоретически, но и на экспериментальном материале показала, что в случае сложноорганизованных объектов целое несводимо к сумме частей.
Раскрыта недостаточность материалистически-механистической концепции для решения проблемы формулы "целое больше суммы частей", поскольку она неявно исходит из предположения об аддитивности (от лат. additivus - прибавляемый, не образующие целостности суммарности) свойств целого: целостность выступает здесь как некий остаток от вычитания суммы частей из целого.

Решение проблемы состоит в том, что целое характеризуется новыми качествами и свойствами, не присущими отдельным частям (элементам), но возникающими в результате их взаимодействия в определённой системе связей. Эта особенность любого целостного образования, которую можно назвать свойством интегративности, позволяет понять и все остальные специфические черты целого.
К этим чертам относятся:
возникновение нового в процессе развития;
появление новых типов целостности;
возникновение новых структурных уровней и их иерархичная соподчинённость;
разделение целостных систем на неорганичные и органичные, основанное на том, что в неорганичной системе (атом, молекула и т.п.) свойства частей хотя и отражают природу целого, но всё же определяются главным образом внутренней природой частей, тогда как в органичной системе (какой являются, напр., биол. и социальные объекты) свойства частей целиком определяются свойствами целого.

Логические противоречия заключает и взятая в общем виде постановка вопроса: что чему предшествует - целое частям или наоборот.
В отношении Часть и Целое, как показал ещё Гегель, ни одна из сторон не может рассматриваться без другой.
Целое без (до) частей немыслимо; с другой стороны, часть вне целого - уже не часть, а иной объект, т.к. в целостной системе части выражают природу целого и приобретают специфические для него свойства.
Между частями органичного целого (а также между частями и целым) существует не простая функциональная зависимость, а значительно более сложная система разнокачественных связей - структурных, генетических, связей субординации, управления и т.п., в рамках которой причина одновременно выступает как следствие, полагаемое как предпосылка.
"Взаимозависимость частей здесь такова, что она выступает не в виде линейного причинного ряда, а в виде своеобразного замкнутого круга, внутри которого каждый элемент связи является условием другого и обусловлен им". (К. Маркс "Экономические рукописи 1857-1859 гг.").

Критически переосмысливая традиции нем. классич. философии, К. Маркс сформулировал принципы изучения органичных целых - метод восхождения от абстрактного к конкретному, диалектическое понимание анализа и синтеза и т.д.; он явился также основоположником методологии научного исследования общества как целого.

Целостный (структурный) подход не является альтернативой причинного объяснения - он лишь показывает недостаточность однозначной причинности при анализе сложной системы связей. Более того, сам принцип структурного объяснения в определённом отношении может рассматриваться как дальнейшее развитие принципа причинности.

Современное познание пытается разрешать и известный познавательный парадокс: как познать целое раньше частей, если это предполагает знание частей раньше целого?
Познание Части и Целого осуществляется одновременно: выделяя части, мы анализируем их как элементы данного целого, а в результате синтеза целое выступает как диалектически расчленённое, состоящее из частей.
Для современной науки изучение частей является, в конечном счёте, единственно возможным путём изучения целого. В то же время результаты исследования частей входят в систему научного знания лишь благодаря тому, что они выступают как новое знание о целом.
Анализ диалектической взаимосвязи Части и Целого является важнейшим методологическим принципом научного познания.

ИНТЕГРАЦИЯ (от лат. integer - полный, цельный, ненарушенный) - 1) процесс, или действие, имеющий своим результатом целостность;
2) объединение, соединение, восстановление единства;
3) в философии Спенсера означает превращение распыленного, незаметного состояния в концентрированное, видимое, связанное с замедлением внутреннего движения, в то время как дезинтеграция - превращение концентрированного в состояние распыленности, связанное с ускорением движения.
Спенсер многократно использует слово «интеграция» как равнозначащее агрегации (от лат. aggrego - присоединяю). Развитие Солнечной системы, планеты, организма, нации состоит, по Спенсеру, в чередовании интеграции и дезинтеграции.
4) В психологии Иенша интеграция означает распространение отдельных духовных черт на всю совокупность духовной жизни.
5) В учении Сменда о государстве под интеграцией понимается постоянное самообновление государства путем взаимного проникновения всех направленных на него видов деятельности.

- психология -
 (А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)

- физиология -

 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум