с
л
о
в
а
р
ь

 


П
С
И
Х
О
Л
О
Г
И
Я

 

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ
galactic.org.ua
ЧЕЛОВЕК

ЭЙДОС - ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ - ЭЙДЕТИКА

 

Эйдос, эйдетический образ, эйдетические науки


Эйдос
(греч. eidos - вид, образ, образец) - термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и нетрадиционном контекстах.
В древнегреческой философии понятие эйдос использовалось для обозначения внешней структуры: вид как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение эйдоса с субстратным архэ выступает фундаментальной семантической оппозицией античной философии, и обретение вещью эйдоса фактически мыслится как его оформленность, что задает тесную семантическую связанность понятия эйдос с понятием формы (гилеморфизм).
Принципиальная изначальная оформленность структурных единиц мироздания фиксируется у Демокрита посредством обозначения атома термином "эйдос". Эйдотическое оформление вещи мыслится в досократической натурфилософии как результат воздействия на пассивное субстанциальное начало начала активного, воплощающего закономерность мира и связанного с ментальностью и целеполаганием как несением в себе образа (эйдоса) будущей вещи (логос, Нус и т.п.). В древнегреческой философии, языке и культуре в целом, в этой связи, понятие Э. оказывается фактически эквивалентным с точки зрения семантики понятию идеи (греч. idea - вид, образ, наружность, род, способ). И если феномен "субстрата" сопрягается в античной культуре с материальным (соответственно - материнским) началом, то источник "эйдос" - с отцовским, мужским (идеализм). Если в рамках досократической философии под эйдосом понималась внешняя структура объекта, то у Платона содержание понятия "эйдос" существенно трансформируется: прежде всего, эйдос понимается не как внешняя, но как внутренняя форма, т.е. имманентный способ бытия объекта. Кроме того, эйдос обретает в философии Платона онтологически самостоятельный статус: трансцендентный мир идей или - синонимично - мир эйдоса как совокупность абсолютных и совершенных образцов возможных вещей. Совершенство эйдоса (= идеи) обозначается у Платона через семантическую фигуру неподвижности его сущности (oysia), изначально равной самой себе (ср. с "Бытием" у элеатов, чья самодостаточность фиксировалась как неподвижность). Способом бытия эйдоса, однако, является его воплощаемость и воплощенность во множественных предметах, структурированных в соответствии с его гештальтом (эйдос как образец) и потому несущих в своей структуре и форме (эйдос как вид) его образ (эйдос как образ). В этом контексте взаимодействие между объектом и субъектом в процессе познания интерпретируется Платоном как общение (koinonia) между эйдосом объекта и душой субъекта, результатом чего является отпечаток эйдоса к душе человека, т.е. ноэма (noema) как осознанный эйдос, - субъективный эйдос объективного эйдоса. (Парменид).

В философии Аристотеля эйдос мыслится как имманентный материальному субстрату объекта и неотделимый от последнего (в 19 в. этот акцент установки Аристотеля получил название гилеморфизма). Любые трансформации объекта трактуются Аристотелем как переход от лишенности того или иного эйдоса (акциденциальное небытие) к его обретению (акциденциальное становление). В систематике Аристотеля (в сфере логики и биологии) термин "эйдос" употребляется также в значении "вид" как классификационная единица ("вид" как множество объектов определенного "вида" как способа организации) - в соотношении с "родом" (genos). В аналогичном значении термин "эйдос" употребляется также в традиции античной истории (Геродот, Фукидид).

Стоицизм сближает понятие "эйдос" с понятие логоса, акцентируя в нем креативное, организующее начало ("сперматический логос"). В рамках неоплатонизма "эйдос" в исходном платоновском смысле атрибутируется Единому в качестве его "мыслей" (Альбин), Нусу как Демиургу (Плотин), а многочисленные эйдосы в аристотелевском смысле (как имманентные гештальты объектной организации) - продуктам эманации.

Семантика эйдоса как архетипической основы вещей актуализируется в средневековой философии:
archetipium как прообраз вещей в мышлении Божьем в ортодоксальной схоластике [1];
Иоанн Дунс Скот о haecceitos (этовости) как предшествующей вещи ее самости, актуализирующейся в свободном креационном волеизъявлении Божьем и в неортодоксальных направлениях схоластической мысли: концепция species (образ - лат. эквивалент эйдоса) в позднем скотизме;
презумпция visiones (мысленных образов у Николая Кузанского) и др.

В позднеклассической и неклассической философии понятие "эйдос" обретает второе дыхание: спекулятивные формы разворачивания содержания Абсолютной идеи до объективации ее в инобытии природы у Гегеля; учение Шопенгауэра о "мире разумных идей"; эйдология Гуссерля (в феноменологии Гуссерля равнозначно сущности), где species мыслится в качестве интеллектуальной, но при этом конкретно данной абстракции как предмета "интеллектуальной интуиции"; концепция "идей" Э.И. Гайзера в неотомизме и др.

В современной постмодернистской философии с ее парадигмальными установками "постметафизического мышления" и "постмодернистской чувствительности" (Постметафизическое мышление, Постмодернистская чувствительность, Постмодернизм) понятие "эйдос" оказывается в ряду тех, которые очевидно связаны с традицией метафизики и логоцентризма (логоцентризм) и потому подвергаются радикальной критике. Особенно сокрушительной эта критика оказывается в контексте постмодернистской концепции симулякра (Симулякр, Симуляция) и конституируемой постмодернизмом "метафизики отсутствия": так, Деррида непосредственно связывает традиционалистскую презумпцию "наличия вещи" со "взглядом на нее как на eidos".

Эйдетические науки - науки о сущности в противоположность наукам о внешних фактах.
К феноменологическому методу относится эйдетическая редукция (заключение в скобки) «мирового существования», т.е. того индивидуального существования созерцаемого предмета, которое определяется его местом в цепи природных явлений. Путем эйдетической редукции из поля зрения исключаются все относящиеся к предмету научные и ненаучные данные опыта, суждения, положения, оценки, так что сущность предмета становится свободной и познаваемой.

Эйдос, эйдетический образ, эйдетические наукиЭйдетика (от греч. eidetike (episteme) - наука о виденном) - 1) в психологии разработанное Йеншем учение о совершенно определенной (стоящей в связи с определенными типами конституции) духовной предрасположенности, названной им эйдетической, которая наблюдается гл. о. у детей и подростков;
2) то же, что и учение о сущности.

В современной психологии термином "эйдетизм" обозначается характеристика феномена памяти, связанного с предельно яркой наглядностью фиксируемого предмета, в рамках которой представление практически не уступает непосредственному восприятию по критериям содержательной детальности и эмоционально-чувственной насыщенности.

Эйдетический образ (от греч. eidos - образ) - необыкновенно яркий субъективный зрительный (визуальный) феномен.
Эйдетик представляет себе отсутствующий предмет (и как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие) так, будто видит его или с закрытыми глазами, или глядя на поверхность, служащую подходящим фоном для изображения.

Конкретный объект может быть эйдетически воспроизведен непосредственно после его исчезновения из поля зрения, по истечении нескольких минут, дней и даже лет.
Зарегистрировано также спонтанное возникновение эйдетических образов.
В некоторых случаях эйдетические образы и их объекты различаются по цвету, форме, размеру, положению в пространстве, обилию деталей и др. характеристикам. В некоторых случаях объекты эйдетически воспроизводятся с фотографической точностью.
Феномены, соответствующие эйдетическим зрительным образам, существуют и для др. органов чувств.

Эйдетические принципы используются в методиках развития экстрасенсорных восприятий - в практиках цигун и ушу, в йоге, в медитациях.

См. Видение альтернативное - Внутреннее видение.


Примечания
[1] см. Ансельм Кентерберийский об исходном предбытии вещей как архетипов в разговоре Бога с самим собой, аналогичном предбытию художественного произведения в сознании мастера

- психология -
 (А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)

- физиология -

 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное -
- главная - концепция - история - обучение - пресса - библиотека - вернисаж - словари - объявления -
- китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум -