|
— |
|
Эйдос (греч. eidos - вид, образ, образец) -
термин античной философии, фиксирующий способ организации объекта, а также категориальная структура средневековой и
современной философии, интерпретирующая исходную семантику данного понятия, соответственно, в традиционном и
нетрадиционном контекстах.
В древнегреческой философии понятие эйдос использовалось для обозначения внешней структуры: вид
как наружность (милетская школа, Гераклит, Эмпедокл, Анаксагор, атомисты). Соотношение
эйдоса с субстратным архэ выступает
фундаментальной семантической оппозицией античной философии, и обретение вещью
эйдоса фактически мыслится как его оформленность, что задает тесную
семантическую связанность понятия эйдос с понятием формы (гилеморфизм).
Принципиальная
изначальная оформленность структурных единиц мироздания фиксируется у Демокрита посредством обозначения атома термином
"эйдос". Эйдотическое оформление вещи мыслится в досократической натурфилософии как результат воздействия на
пассивное субстанциальное начало начала активного, воплощающего закономерность мира и связанного с ментальностью и
целеполаганием как несением в себе образа (эйдоса) будущей вещи (логос, Нус и т.п.). В древнегреческой философии, языке и
культуре в целом, в этой связи, понятие Э. оказывается фактически эквивалентным с точки зрения семантики понятию идеи
(греч. idea - вид, образ, наружность, род, способ). И если феномен "субстрата" сопрягается в античной культуре с
материальным (соответственно - материнским) началом, то источник "эйдос" - с отцовским, мужским
(идеализм). Если в
рамках досократической философии под эйдосом понималась внешняя структура
объекта, то у Платона содержание понятия "эйдос" существенно трансформируется: прежде всего,
эйдос понимается не как внешняя, но как внутренняя форма, т.е.
имманентный способ бытия объекта. Кроме того, эйдос обретает в философии Платона онтологически самостоятельный статус:
трансцендентный мир идей или - синонимично - мир эйдоса как
совокупность абсолютных и совершенных образцов возможных вещей.
Совершенство эйдоса (= идеи) обозначается у Платона через семантическую фигуру неподвижности его сущности (oysia),
изначально равной самой себе (ср. с "Бытием" у элеатов, чья самодостаточность фиксировалась как
неподвижность). Способом бытия эйдоса, однако, является его воплощаемость и воплощенность во множественных предметах,
структурированных в соответствии с его гештальтом (эйдос как образец) и потому несущих в своей структуре и форме (эйдос как
вид) его образ (эйдос как образ). В этом контексте взаимодействие между объектом и субъектом в процессе познания
интерпретируется Платоном как общение (koinonia) между
эйдосом объекта и душой субъекта, результатом чего является отпечаток
эйдоса к душе человека, т.е. ноэма (noema) как осознанный
эйдос, - субъективный эйдос объективного
эйдоса. (Парменид).
В философии
Аристотеля эйдос мыслится как имманентный материальному субстрату объекта и неотделимый от последнего (в 19 в. этот акцент
установки Аристотеля получил название гилеморфизма). Любые трансформации объекта трактуются Аристотелем как переход от
лишенности того или иного эйдоса (акциденциальное небытие) к его обретению (акциденциальное становление). В систематике
Аристотеля (в сфере логики и биологии) термин "эйдос" употребляется также в значении "вид" как
классификационная единица ("вид" как множество объектов определенного "вида" как способа
организации) - в соотношении с "родом" (genos). В аналогичном значении термин "эйдос" употребляется
также в традиции античной истории (Геродот, Фукидид).
Стоицизм сближает понятие "эйдос" с понятие логоса, акцентируя в нем креативное, организующее начало ("сперматический логос"). В рамках неоплатонизма
"эйдос" в исходном платоновском
смысле атрибутируется Единому в качестве его "мыслей" (Альбин), Нусу как Демиургу (Плотин), а многочисленные
эйдосы в аристотелевском смысле (как имманентные гештальты объектной организации) -
продуктам эманации.
Семантика эйдоса как архетипической основы вещей актуализируется в средневековой философии:
archetipium
как прообраз вещей в мышлении Божьем в ортодоксальной схоластике [1];
Иоанн Дунс Скот о haecceitos
(этовости) как предшествующей вещи ее самости, актуализирующейся в свободном креационном волеизъявлении Божьем и в
неортодоксальных направлениях схоластической мысли: концепция species (образ - лат. эквивалент
эйдоса) в позднем скотизме;
презумпция visiones (мысленных образов у Николая Кузанского) и др.
В позднеклассической и неклассической философии
понятие "эйдос" обретает второе дыхание: спекулятивные формы разворачивания содержания Абсолютной идеи до объективации ее в
инобытии природы у Гегеля; учение Шопенгауэра о "мире разумных идей"; эйдология Гуссерля
(в
феноменологии Гуссерля равнозначно
сущности), где species мыслится
в качестве интеллектуальной, но при этом конкретно данной абстракции как предмета "интеллектуальной интуиции";
концепция "идей" Э.И. Гайзера в неотомизме и др.
В современной постмодернистской философии с ее парадигмальными установками
"постметафизического мышления" и "постмодернистской чувствительности" (Постметафизическое
мышление, Постмодернистская чувствительность, Постмодернизм) понятие "эйдос" оказывается в ряду тех, которые очевидно связаны
с традицией метафизики и логоцентризма
(логоцентризм) и потому подвергаются радикальной критике.
Особенно сокрушительной эта критика оказывается в контексте постмодернистской концепции симулякра
(Симулякр,
Симуляция) и конституируемой постмодернизмом "метафизики отсутствия": так, Деррида непосредственно связывает
традиционалистскую презумпцию "наличия вещи" со "взглядом на нее как на eidos".
Эйдетические науки - науки о сущности в
противоположность наукам о внешних фактах.
К феноменологическому методу
относится эйдетическая редукция (заключение в скобки) «мирового существования»,
т.е. того индивидуального существования созерцаемого предмета, которое
определяется его местом в цепи природных явлений. Путем эйдетической
редукции из
поля зрения исключаются все относящиеся к
предмету научные и ненаучные данные
опыта,
суждения, положения, оценки, так что сущность предмета становится
свободной и познаваемой.
Эйдетика (от греч. eidetike (episteme) - наука о
виденном) - 1) в психологии
разработанное Йеншем учение о совершенно определенной (стоящей в связи с
определенными типами конституции)
духовной предрасположенности, названной им
эйдетической, которая наблюдается гл. о. у детей и подростков;
2) то же, что и
учение о сущности.
В современной психологии термином "эйдетизм"
обозначается характеристика феномена памяти, связанного с предельно яркой наглядностью фиксируемого предмета, в рамках
которой представление практически не уступает непосредственному восприятию по критериям содержательной детальности и
эмоционально-чувственной насыщенности.
Эйдетический образ (от греч. eidos - образ) - необыкновенно яркий
субъективный зрительный (визуальный) феномен.
Эйдетик представляет себе отсутствующий предмет
(и как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие) так, будто видит его
или с закрытыми глазами, или глядя на поверхность, служащую подходящим фоном для
изображения.
Конкретный объект может быть эйдетически воспроизведен
непосредственно после его исчезновения из поля зрения, по истечении нескольких
минут, дней и даже лет.
Зарегистрировано также спонтанное возникновение
эйдетических образов.
В некоторых случаях эйдетические образы и их объекты
различаются по цвету, форме, размеру, положению в
пространстве, обилию деталей и др.
характеристикам. В некоторых случаях объекты эйдетически воспроизводятся с
фотографической точностью.
Феномены, соответствующие эйдетическим
зрительным образам, существуют и для др.
органов чувств.
Эйдетические принципы используются в методиках развития экстрасенсорных восприятий
- в практиках цигун и ушу,
в йоге, в медитациях.
См. Видение альтернативное - Внутреннее видение.
Примечания
[1]
см. Ансельм Кентерберийский об исходном предбытии вещей как архетипов в разговоре Бога с
самим собой, аналогичном предбытию художественного произведения в сознании
мастера
- психология -
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
- физиология - |
|
|