БИБЛИОТЕКА  galactic.org.ua
Интерактив лаборатория
 

Мариус Ромм
Сандра Эшер

Перев. с англ.
Эммы Кипнис
 К.: "Сфера", 1998.

1. ВВЕДЕНИЕ
2. НОВЫЙ ПОДХОД
3. БРИТАНСКИЙ ОПЫТ
4. ПСИ, ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХИАТРИЯ
5. РАЗГОВАРИВАЯ О ГОЛОСАХ
6. ОПЫТ НЕ ПАЦИЕНТОВ
7. НЕПСИХИАТРИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ
8. ПЕРЕРАСТАЯ ПСИХИЧЕСКОЕ ПОПЕЧЕНИЕ
9. ПСИХИЧЕСКИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ
10. КОНТРОЛЬ
11. РЕЗЮМЕ

ПРИЗНАНИЕ ГОЛОСОВ

7.  Слышание голосов. Непсихиатрические взгляды

Мариус Ромм

Психиатрические толкования слышания голосов представляют лишь малую часть теорий, рассматривающих этот феномен. Широкий замысел этой книги предполагает включение в нее некоторого количества статей, отражающих другие теории. При выборе материала мы руководствовались историями из предыдущей главы и включили концепции, использованные их авторами. Следует отметить, что толкования слышащих голоса редко полностью соответствуют одной теории, чаще они комбинируют разные элементы различных систем взглядов.

Мы уже знаем, что существует большое разнообразие личных взглядов (глава 6). Автор первого сообщения приписывает голос наставнику. Многие слышащие голоса придерживаются этого взгляда, и не только те, кого мы встречали: отдельные примеры можно найти в литературе на эту тему, например в исследовании американского психолога Myrtle Heery. Поэтому мы включили краткое описание ее исследовательской работы с тридцатью слышащими голоса.

Автор второго сообщения характеризует феномен как мистический по своей природе и отождествляет его с другими мистическими переживаниями (Teresa of Avila). Это побудило нас выбрать статью о мистицизме в религии.

Автор третьего сообщения предлагает интерпретацию слышания голосов как паранормального дара и одновременно как средства духовного роста. Парапсихология стала важным современным движением, привлекательным для многих слышащих голоса, и мы включили раздел, отражающий ее.

Сообщение четвертого автора иллюстрирует другой способ, которым голоса могут представлять стремление к духовному прогрессу. The Path (англ. – тропа), как известно, является заметным представителем этой ветви духовной мысли, в которой медиум играет активную посредническую роль.

Главным для автора пятого сообщения является вера в жизнь после смерти и в возможность общения с умершим; это не только влияет на смягчение горя, но и формирует жизнь оплакивающего. Этот подход потребовал включения раздела о метафизической школе мышления.

Автор шестого сообщения истолковывает голоса как происходящие от неуспокоившихся духов умерших – взгляд, развитый медиумами. В знак признания этого важного подхода мы включили раздел, написанный медиумом, дающим личное толкование этого взгляда. Особое значение имеют теории реинкарнациии, предполагающие, что душа человека рождается несколько раз, причем с новой задачей, которая должна быть выполнена (Карма).

Есть много других вопросов и теорий, связанных с феноменом слышания голосов, которые не было возможности поместить здесь. В частности, мы отослали бы читателей, интересующихся слышанием голосов в так называемых примитивных культурах, к антропологической литературе.

Ссылки
Bourgignon, E. (1970) Hallucinations and Trance: an anthropologist's perspective; in Kerp, W., Origins and Mechanism of Hallucinations; Plenum Press, New York.

Переживание внутреннего голоса: исследование 30 случаев

Миртл Хиири

В истории человечества описания внутреннего голоса встречались в религии, истории, психологии, художественной литературе и мифах. Психологическая литература, описывая эти переживания, больше сосредоточивалась на индивидуумах с патологией, в то время как религиозная литература повествует о тех, кого считают божественно вдохновленными или демонически одержимыми. Удивительно мало внимания уделялось изучению внутреннего голоса людей, не принадлежащих ни к одной из этих групп. Исследование избранных сообщений о подобном опыте представляет основу для дальнейшего изучения этого феномена. Термин "внутренний голос" описывает важный субъективный опыт: действительное восприятие голоса, говорящего внутри, и/или более смутное ощущение некоего внутреннего общения. Точно так же, как физический голос является средством общения между людьми, внутренний голос может осуществлять общение внутрипсихическое, т.е. между различными уровнями психики (Van Dusen, 1981).

История главных мировых религий ясно показывает, что святые, мудрецы, пророки и учителя (такие, как Моисей, Мухаммед и Тереза Авильская) очень полагались на внутренние голоса для своего вдохновения, руководства и власти. Познания этих мужчин и женщин имели потрясающее влияние на наш мир. Но так же, как люди с диагнозом психоза и шизофрении не имеют монополии на внутренний голос, не имеют ее ни святые, ни предсказатели. Между этими двумя крайностями есть очень много обычных людей, которые сообщают о слышании внутренних голосов. Данная научная работа исследует переживание внутреннего голоса тридцатью взрослыми мужчинами и женщинами, которые не являются ни святыми, ни психически больными.

Метод

Тридцать субъектов, сообщивших о слышании внутренних голосов, приняли участие в этом исследовании. Пятнадцать были отобраны лично автором, а 15 были взяты наугад примерно из 50 ответивших на анкету о слышании внутреннего голоса, разосланную по почте 200 жителям Калифорнии. Переживания субъектов исследовались осторожно, в естественной манере, позволяющей выявлять различные аспекты с наименьшим возможным влиянием наблюдателя. Моей особой целью было глубокое исследование положительной зависимости между слышанием голоса и внешней жизнью субъекта.

Категоризация

Чтобы определить категории, из 30 проинтервьюированных субъектов были отобраны девять представителей, и каждый из них был опрошен дважды. Выбор учитывал различия в переживаниях внутреннего голоса, встречающиеся при в корне отличающихся обстоятельствах, а также широту круга занятий, доходов, уровня образования и образа жизни. Полученные результаты были проанализированы автором и ее коллегой, которая имела большой опыт оценки субъективных данных опроса. Независимо друг от друга мы прочитали расшифровки стенограмм интервью параллельно с моими записями об интонации и паузах, а затем встретились, чтобы обсудить выводы каждой из нас. Во многом мы были совершенно согласны, а в случае сомнений или неуверенности мы обращались к расшифровке стенограммы и к магнитофонной записи. Вскоре довольно ясно стали выявляться типы переживания внутреннего голоса.

Три главные категории обозначились в первых девяти интервью, а затем мы использовали их как ведущие для анализа данных остальных сессий, улучшая и уточняя их по мере продвижения вперед. Это были следующие три категории:

Переживания внутреннего голоса, обнаруживающие фрагментарные части личности.

Переживания внутреннего голоса, характеризующиеся диалогом, ведущим к развитию личности индивидуума.

Переживания внутреннего голоса, открывающие пути к более высокому уровню личности.

Исследование трех случаев

В приведенных ниже исследованиях показано по одному представителю от каждой из упомянутых категорий. Личности респондентов не раскрываются для обеспечения их анонимности.

1. Переживания внутреннего голоса, обнаруживающие фрагментарные части личности

Эрик, 33 лет, имеет гуманитарное образование, женат, отец двух детей. Раньше он занимался управленческой работой, а теперь не работает, живет с семьей в доме родственников жены. Эрик начал учиться на преподавателя, а также изучает социальную работу. Устойчивое нежелание посвятить себя карьере и содержанию семьи говорит о том, что он все еще дезинтегрирован в главных сторонах своей жизни.

Эрик сообщил, что внутренний голос управлял некоторыми ситуациями, в том числе его уходом с последнего места работы, как будто он подчинил голосу свою свободную волю:
"Я был абсолютной жертвой всего этого. Я совсем ничего не делал, а он (внутренний голос) делал это со мной, и у меня не было выбора. Я был под контролем".

Испытания вели Эрика в положительном направлении, но он отрицает, что внутренний голос – часть его самого. Иногда он просит его о руководстве, но ясно чувствует, что в любом вопросе последнее слово за голосом:
"Я прекратил некоторые отношения, которые действительно отрицательно сказывались на мне, но прервать которые у меня не хватало мужества. Голос сверху зазвучал моим голосом и я высказал то, что прервало эти отношения. Я имею в виду, что он (внутренний голос) прекратил эти отношения, что принесло мне пользу. Как человек я не знал, как это сделать, а голос взял это на себя".

Это сильное выражение фрагментарных частей личности Эрика, и эта фрагментация, по-видимому, ведет его к интеграции.

2. Диалоги, ведущие к развитию личности индивидуума

Раби 38 лет, она замужем, бывший консультант в области образования. В течение последнего года оставила работу и посвятила свою жизнь живописи:
"Именно мой внутренний голос говорит мне, когда нужно заниматься живописью, когда для этого подходящее время, а. когда нет, и когда это бесполезно. И мой внутренний голос дал мне указание оставить работу и делать то, что я делаю – заниматься живописью".

Заметьте, что здесь подчеркивается диалог с внутренним голосом, а не подчинение его диктату, как в случае с Эриком.

"Я проверяю свой жребий (относительно моих занятий живописью). Последней весной мне представился случай обратиться за грантом и стать консультантом, и это показалось мне захватывающей возможностью, но когда я сверилась с моим голосом, он сказал, что это препятствовало бы занятиям живописью... У меня не оставалось бы времени для живописи; таким образом, я вижу, что внутренний голос, действительно решая мою судьбу, направляет меня к моей подлинной цели – живописи".

То, что Раби меняет профессию, – прямой результат воздействия ее внутреннего голоса. Обратите внимание на ее фразу: "Я сверилась с моим голосом". Раби вступила в диалог с голосом, активно используя его для освобождения творческой энергии; это полностью отличается от покорности Эрика командам его внутреннего голоса.

3. Пути к более высокому уровню личности

Роб – 63-летний писатель и адвокат, отец трех взрослых детей. Четвертого ребенка он потерял 24 года назад после внезапной болезни, и ему понадобилось много времени, чтобы оправиться от этой потери. Он чувствует, что отцовство было самым благодарным переживанием в жизни и что 38 лет брака обогатили его. Конечно, это обеспечило Робу прочный фундамент и чувство, что его жизнь имеет глубокие корни.

Вера привела Роба к постижению его внутреннего голоса как "более глубокого уровня собственного существа". Это переживание было значительной частью его жизни в то время, когда он окончил свою богословскую докторантуру и включился в работу, известную своим ненасильственным самоотверженным характером. Он подробно рассказал об одном случае, который он пережил в 33 года:
"Это произошло, как я помню, в движении за гражданские права, когда в 1961 году я был в Миссисипи и принимал участие в посещении /Джексона, где находились freedom Eiders (Борцы за свободу). Нас было от 40 до 50 человек в помещении колледжа для чернокожих; искали добровольцев, чтобы всемером или ввосьмером отправиться в ресторан аэропорта, ожидалось, что мы будем там арестованы и отправлены в тюрьму. Нужен был белый протестантский священник, о котором дважды или трижды спрашивали. Потеряв терпение, раввин, возглавлявший делегацию, сказал: "Ладно, у нас еще нет белого протестантского священника", и тогда я услышал, как этот голос сказал: "Хорошо, теперь он у вас есть", и это был я. Я был очень удивлен, что это был я, что я сказал это! Это вырвалось из глубины моей души. Я слышал и произносил это одновременно... Это не встревожило меня. Это то, что я хотел делать; то, во что верил; то, что в самой глубине души хотел делать. Я никогда не жалел, не расстраивался и не беспокоился из-за того, что я сказал, но это удивило меня".

Роб чувствует духовное измерение в работе внутреннего голоса, он определяет это так: "Я являюсь частью большего процесса". Он считает этот феномен тесно связанным с интуицией, но с тем отличием, что его переживание голоса является частью его духовной жизни. По его мнению, в этих переживаниях есть элемент воли и выбора. Он находит, что молитва и медитация полезны в контактах с внутренним голосом, когда он принимает о них сознательное решение. У Роба бывали также такие контакты, когда он не искал их сознательно, но тем не менее, стремление – важный аспект его отношений с голосом.

Резюме

Все индивидуумы третьей категории регулярно практикуют какую-либо форму медитации и выражают глубокое чувство духовной связи через свои переживания внутреннего голоса. Чувство уверенности, которое их радует, очень похоже на те переживания части мистиков, о которых рассказал Arbman. Возможно, что субъекты этой категории достигли определенного уровня мистического опыта, который иногда включает в себя слуховой элемент и который ведет к положительному самоотверженному действию, как описано в случае с Робом.

Три реакции на духовное пробуждение

Assagioli (1986) описывает три реакции на духовное пробуждение, которые соответствуют трем категориям переживания внутреннего голоса, выявленным в данном исследовании. Он описывает их в терминах энергий и уровней организации, относящихся к пику переживаний. В соответствии с этой общей схемой, энергии сверхсознания работают с индивидуумом на таких уровнях, на которых он способен воспринимать и усваивать их. Assagioli замечает, что одним из возможных результатов пикового переживания может быть неудача в осуществлении более высокого уровня организации. В таком случае испытание часто болезненно, а индивидуум может не осознать его трансперсонального происхождения.

Положительным результатом такого рода испытания является то, что индивидуум может быть направлен на следующие ступени, необходимые для более полной интеграции. Эта идея соответствует в нашем исследовании первой категории испытания внутреннего голоса, который открывает фрагментарные части "Я". Например, Эрик еще не осознал трансперсонального происхождения переживаний, связанных с его голосом,, но они постоянно заставляют его соединять разные фрагменты своей личности: он ищет такую деятельность, которая соответствует его способностям и поможет ему поддерживать семью; он более не довольствуется выполнением любой работы, а благодаря своему голосу, ищет работу, в которой реализуется его личность.

Другой возможный результат пиковых переживаний, является согласно Assagioli, менее сильным и включает в себя временную нейтрализацию образцов личности. Очень важно то, что остается: идеальная модель и ощущение руководства, которые индивидуум может использовать для завершения трансформации собственными целенаправленными методами. Это ощущение руководства такое же, как у субъектов, отнесенных ко второй категории, у которых возникал диалог, служивший дальнейшему росту и развитию слышащего. Испытания Раби, например, направили ее на занятие живописью вместо делания карьеры. Это изменение, сообщает она, исключительно соответствовало ее потребностям, и она продолжает меняться и расти в положительном направлении.

Третий результат, описанный Assagioli, – более высокая интеграция личности, при которой жизнь индивидуума постоянно трансформируется в результате приобретения опыта. Этот тип интеграции редок и может быть сопоставлен с нашей третьей категорией переживаний внутреннего голоса. Относящиеся к этой категории оказываются интегрированными и открытыми для высшего "Я" благодаря своим переживаниям, а их жизнь подвергается постоянным изменениям. В нашем исследовании мы нашли, что это постоянное изменение личности связано с самоотверженным служением – работой без финансового вознаграждения или явного удовлетворения самолюбия.

Курс внутреннего обучения

Полученные данные наводят на мысль о внутреннем обучении с голосом в качестве учителя. Alschuler (1987) изучил религиозные личности, у которых был внутренний голос, и постулирует внутреннее обучение. Переживания, о которых сообщили субъекты из нашей третьей категории, у которых каналы открыты для своего высшего "Я", показали некое сходство с внутренним обучением. Во-первых, как пишет Alschuler, контакт с внутренним голосом ставит под вопрос прежние убеждения индивидуума. Затем он (или она) проходит через процесс интенсивного инструктирования, который может включать периоды изоляции. Последняя стадия обучения единение, характеризующееся более полной идентификацией с другим миром, путешествие в небеса и ад и духовное единение с внутренним учителем. Те, кто испытал такой уровень внутреннего обучения, отправляются во внешний мир с миссией унификации: их знание другой стороны настолько мощное и ясное, что они хотят предпринять все, чтобы сделать эту сторону как можно более похожей на ту, другую. Хотя никто из субъектов в данном исследовании не сообщил о таком уровне, субъекты из третьей, наиболее интегрированной категории были постоянно вовлечены в самоотверженное служение. Иногда этому могло предшествовать слышание голосов, но это всегда интенсифицировалось после натиска этих переживаний. Субъекты третьей категории соприкасались с чем-то, что превосходило их индивидуальность.

Основа для дальнейшего научного исследования

Полученные данные наводят на мысль о том, что когда клиент сообщает о слышании внутреннего голоса, психотерапевты могли бы принимать во внимание довольно широкий круг возможностей. Эти возможности могли бы включать такие процессы, как фрагментарный голос, психоз или интегрированная диссоциация, экстрасенсорное восприятие, интуиция, призвание или духовное пробуждение. Три категории, выявленные в данном исследовании, могут послужить исходной точкой и очень нужной схемой категоризации для изучения феномена внутреннего голоса. Они могут также служить основой для дальнейших исследований распространенного, но малопонятного переживания. Наконец, эта научная работа может помочь избавиться от стереотипа восприятия внутреннего голоса как прерогативы святых и людей с диагнозом психоза и таким образом вдохновить на исследование потенциально раскрепощающего эффекта наших человеческих способностей.

Ссылки
Alschuler, A. (1987) The World of The Inner Voice; unpublished data.
Arbman, E. (1963-1970) Ecstasy or Religious Trance, vols. 1-3; Scandinavian University Books, Stockholm.
Assagioli, R. (1986) Self-Realization and Psychological Disturbances; Revision Journal no. 8 (2und edition), pp. 21- 31.
Van Dusen, W. (1981) The Presence of Other Worlds; the Swedenborg Foundation, New York.

Голоса, религия и мистицизм

Аад ван Маррело и Тон ван дер Стэп

Чтобы ощутить правду чьей-то жизни, внешние голоса должны молчать (E. Drewermann)

Мистицизм – это в первую очередь опыт. Хотя описания этого опыта (когда это возможно) неизбежно связаны со временем и культурой, все они содержат одно главное утверждение, а именно, что объект этого опыта – не только часть действительности, а действительность во всей ее полноте как единое целое. Субъект мистического опыта верит, что он общается со сферой, охватывающей все сущее, со сферой, не отделенной от действительности, но не полностью познаваемой в обычном восприятии. Кажется, что эта сфера открывает субъекту самоочевидную истину, находящуюся выше пределов досягаемости разума и чувств, представляющую кульминацию всего.

Во всех религиях мистицизм предшествовал всему прочему: невозможно представить какую-либо форму религии (какой бы ни была культура, ее породившая), лишенную фундамента мистического опыта. Древний японский синтоизм был основан на опыте божественного в природе; буддизм родился в момент просветления Будды; христианство явилось результатом неожиданных личных встреч людей с Богом в виде человека Иисуса из Назарета. В каждом случае вначале был опыт, только позже за ним следовали доктрина, структурированная форма внутри данного общества и соответствующий моральный кодекс.

Хотя мистический опыт, имея в виду природу его объекта, не поддается рациональному объяснению, он сам по себе не противоречит здравому рассудку. Каким бы высоким ни было уважение нашего общества к разуму, оно еще не настолько возвысилось, чтобы опыты вне круга его знаний автоматически отвергались как нереальные. На протяжении столетий как на Востоке, так и на Западе делались попытки найти философскую основу мистического опыта. Возможно, наиболее известен пример буддистской школы в Киото (Япония), где многовековая традиция дзэн-буддизма сочетается с философским наследием Запада. В христианстве в XIII столетии Meister Eckhart выделялся среди тех, кто придает личному мистическому опыту убедительную теологическую и философскую форму.

Однако какой бы ни была культура, все мистики подчеркивают, что сам по себе опыт остается недоступным для аргументации и что он как необъясним, так и непередаваем. Это означает, что содержание такого опыта недоказуемо и может быть известно только тем, кто имеет подобные ощущения, и тем, кто открыт и восприимчив к мистическому опыту. Характеристика недоказуемости аргументами присуща также различным другим фундаментальным человеческим восприятиям, которые склонны быть лучше осознанными, будучи выражены языком телесным или поэтическим.

Объект мистического опыта (восприятие реальности как живого исключительного единства) называется Богом в религиозных традициях Запада и всегда носил личностный характер. Эта персонификация предельной сущности не является, конечно, исключительной принадлежностью западной культуры; ее версия, заложенная в христианстве, может быть прослежена в монотеизме иудаизма. Согласно этой модели, исходное положение о существовании Бога ведет к верованию в то, что Он станет известен людям и что они будут искать Его; из этого следует, что этот Бог проявляется через слово. Везде в еврейской Библии Бог обращается к людям с речью. Он призывает их к ответу, вступает в диалог с ними и выслушивает их вопросы. Несмотря на влияние других религиозных традиций (например, неоплатонизма), христианство, всегда сохраняло свою концепцию личности Бога. Следовательно, мистический опыт всегда, без исключения, выражался в личной неожиданной встрече. В христианском сознании народа Бог – это внешняя реальность, в то время как воспринимаемый мир, творение – это, так сказать, не-Бог. Эта дихотомия*, свойственная монотеизму Запада, определяет форму мистического опыта, даже несмотря на то, что сам опыт показывает ложность дихотомии. Это создает дополнительную дилемму для западных мистиков, что несвойственно, например, буддизму.

* Деление на две противопоставляемые сущности – Прим. переводчика.

Поскольку предельная реальность в буддизме не характеризуется как персонифицированный Бог, ясно, что для этой реальности невероятен разговор. Мы ограничиваемся здесь наиболее высокоразвитой формой буддийского мистицизма, а именно дзэн, которая не допускает какого-либо слышания голоса. Конечно, опытный учитель дзэн знает, что у его учеников время от времени может быть впечатление, будто они слышат голоса, и понимает, что эти голоса могут казаться настолько убедительными, что слышащий может точно указать место, откуда исходят звуки. Но учитель знает, что подобно восприятию необычных образов или другим паранормальным опытам, это просто часть определенной фазы, которую должен пройти ученик в процессе обучения медитации. Учитель обязательно посоветует любому, столкнувшемуся с таким переживанием, оставаться спокойным и сосредоточенным и, кроме того, не придавать значения этому феномену. Современные учителя дзэн объясняют, что это сенсорные восприятия, высвобождаемые бессознательным. Спокойная уверенность, с которой эти учителя дают советы своим ученикам, вероятно, проистекает из многовекового знакомства этой школы с мистицизмом. Благодаря длительному историческому опыту, они знают, что может быть полезно для их учеников на пути к просветлению, так как знакомы с целью и средствами его достижения.

Это полностью отличается от христианской традиции, где мистический опыт так часто принимает форму диалога с говорящим Богом. Вообще христианство подозрительно относится ко всякого рода необычному опыту, который затрагивает мистику, как, например, экстаз, говорение на незнакомых языках, левитация и т.п.; но оно намного меньше сопротивляется видению образов и слышанию голосов, если они, понятно, исходят от Бога, Иисуса или от другого почитаемого святого, такого как Дева Мария. Для того чтобы определять, действительно ли такой голос исходит от подлинно божественного источника, христианская церковь развила особую традицию, известную как Discernment of Spirits (распознавание духов), которая является по существу разновидностью теста на психическое здоровье, проводимого церковными властями. Мистики часто содействуют такой оценке описанием своих переживаний. Так, английский мистик Julian of Norwich провозгласил, что чувство внутренней уверенности в мистической способности проникновения само есть гарантией его достоверности. Подобным образом Игнатий Лойола* предлагал своим клиентам самим решать, действительно ли особое вдохновение, которое могло казаться очень мудрым или благородным, дарует внутренний мир. Вообще говоря, основным критерием самой церкви для оценки мистических переживаний служит то, разделяются ли эти переживания другими.

* Основатель ордена иезуитов – Прим. переводчика.

За редкими исключениями, мистики утверждают, будто они переживают видения и одновременно слышат голоса, и часто ссылаются на это как на доказательство того, что эти голоса восприняты изнутри. Голос предлагает объяснение образа, который видит внутреннее око. Иногда голос делает таинственные невразумительные заявления, напоминающие многозначительное размышление. Иногда голос может давать ответ на глубокий давнишний вопрос о жизни или удовлетворять более или менее бессознательные страстные духовные стремления. Неизменны общие элементы, касающиеся того, что может быть определено как скрытое значение сущего (например, исключительность творения в Боге, природа греха или уверенность в том, что индивидуум, даже испытывающий чувство одиночества, сотворен и опекаем Богом). Иногда голоса могут вызвать чувство глубокого сожаления о таких переживаниях, как грех и страдание, но когда это действительно случается, переживание всегда достигает высшей точки в переполняющем чувстве блаженства от осознания великодушия подлинной сущности Бога. Протекание этого процесса обусловлено характером индивидуума, интенсивность проникновения в значительной степени зависит от уровня личной погруженности в сферу этого переживания. Но покой, однажды достигнутый, никогда не покидает мистика, который выделяется своим ясным нравственным взглядом и защищенностью этим оптимистическим взглядом на жизнь. Короче говоря, слышание голосов вселяет таким индивидуумам удивительную веру в себя, спокойную убежденность, которая воздействует сильнее, чем просто верование в соответствии с учением церкви.

Голоса, слышимые мистиками, склонны выражаться современными им идиомами. Например, голоса, о которых сообщали мистики из Средней Азии, сильно окрашены современными им формами и способами богослужения. Выявляется также тесная связь между господствующими социальными структурами и зависящими от их культуры изречениями, присущими каждому данному периоду. Hildegard van Bingen отмечает, что в XII столетии Бог выступает как организующая первопричина всей Вселенной, в ретроспективе можно увидеть в этом образ хорошо организованного общества Гогенштауфенов*. В середине XIII века, на вершине эры трубадуров, Hadewijch видит мистицизм в выражениях благородных переживаний с особым ударением на чувстве беззаветной любви и абсолютной преданности. Catherine of Siena в XIV веке поглощена страданиями Иисуса, и ее общение с Богом, соответственно, переживалось как мученичество Иисуса.

* Династия германских королей и императоров "Священной Римской империи", XII и XIII вв. – Прим. переводчика.

Около XVI столетия мистический феномен стал более редким, сообщения о пророческих посещениях голосов и видений – случайными, хотя те, что записаны, по-прежнему несут на себе отпечаток тех же культурных и социальных факторов. К XIX столетию сообщения, содержавшиеся в видениях Девы Марии, больше не касаются основополагающих вопросов, обычных для всех мистиков, а ограничиваются моральными повелениями, командами и предостережениями, отражающими статус кво и распространяемыми через консервативное духовенство, работающее с небольшим, простым и закрытым окружением. При таких обстоятельствах слышание голосов ограничивалось рамками религиозных видений, не затрагивавших глубокой мистической основы. Это положение (его можно было бы аргументировать) продолжает существовать в новые времена: голоса и видения долгое время рассматривались как ограниченные религиозные переживания. Хотя и признанные до некоторой степени в своих рамках, они рассматриваются как имеющие только индивидуальное значение и, вопреки опыту великих мистиков, не имеющие общественного значения.

продолжение
7. (прордолжение) Метафизическая концепция

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум