п
с
и
х
о
ф
и
3
и
о
л
о
г
и
я

к
о
р
о
т
к
и
е

с
т
а
т
ь
 

 1

 


ИНТЕЛЛЕКТ
...

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ 
galactic.org.ua 

 

ЧЕЛОВЕК 

 


Измерение интеллекта?
ИНТЕЛЛЕКТ
www.azps.ru
Интеллект - правильное суждение, понимание, размышление, которые благодаря своему здравому смыслу и инициативности помогают человеку приспособиться к обстоятельствам жизни. В общем виде интеллект - это система психических механизмов, которые обусловливают возможность построения "внутри" индивидуума объективной картины происходящего (Холодная).
С психологической точки зрения назначение интеллекта - создавать порядок из хаоса на основе приведения в соответствие индивидуальных потребностей с объективными требованиями реальности.

Долгие годы монополия в изучении интеллектуальных возможностей человека принадлежала тестологии.
Впервые о существовании индивидуальных различий в умственных (интеллектуальных) способностях заговорил Фр. Гальтон. Но он отождествлял интеллект с врожденными психофизиологическими функциями (реакция, чувствительность...).
Первыми в конце прошлого века (1905 год) придумали тест на интеллект (Intellectual Quotion (IQ) - ай-кью) два француза - А. Бене и Т. Симон. В связи с запросами правительства найти способ отличать неспособных детей они создали первую серию тестов (30 заданий). Их задания были похожи на незатейливые задачки из разных областей знаний. Ученые хотели с помощью тестов выявить умственную отсталость у детей. Но спустя несколько десятилетий их тесты стали служить здоровым людям для определения уровня интеллекта.
Минимальный показатель IQ равен 100, максимальный же рекорд приближается к 200, но окончательно пока не установлен.
Есть разные системы тестирования. В школах проводят общее тестирование на интеллект и специальное - по предметным знаниям. Тест на IQ включает несколько критериев: определение числового, логического, художественного, пространственного интеллекта.
IQ = (умственный возраст / хронологический возраст) * 100 %,
где умственный возраст - это средний возраст детей, которые решают те же задания, что и испытуемый (то есть, если 6-летний ребенок решает задания для 8-летних, его умственный возраст равен 8 годам).
Бине и Симон впервые выдвинули идею о влиянии окружающей среды на особенности познавательного развития; однако интеллект в их понятии ограничивался только достигнутым на данный момент уровнем изучаемых особенностей (то есть репродуктивной его стороной).
Две тенденции в развитии представлений об интеллекте:
   1) Признание общего фактора интеллекта;
   2) Отрицание какого-либо общего начала интеллектуальной деятельности и утверждение существования множества независимых интеллектуальных способностей.

1) Целостный интеллект
К. Спирмен. Двухфакторная система: general factor (g) есть собственно интеллект сущность которого сводится к индивидуальным различиям в "умственной энергии" (его составляет сумма результатов всех тестовых заданий); фактор s - характеризует специфику каждого конкретного задания. Спирмен разграничил уровневые свойства интеллекта: 1 - показатели сформированности основных сенсорно-перцептивных и вербальных функций и 2 - комбинаторные свойства (способность выяснять связи между стимулами).

Несколько позже Дж.Равен продолжил развитие этой идеи, выделив продуктивный интеллект или способность выявлять связи и соотношения, и приходить к выводам, непосредственно не представленным в заданной ситуации; и репродуктивный интеллект - то есть способность использовать прошлый опыт и усвоенную информацию. Им создан тест "матрицы Равена".

Р. Кеттелл разделил спирменовский g-фактор на 2 компонента: gc - кристаллизованный интеллект (репродуктивная способность; результат образования и различных культурных влияний; его функция - накопление и организация знаний; определяется тестами на запас слов, чтение, учет социальных норм...) и gt - текущий интеллект (продуктивная способность; основа - биологические особенности НС; функция - быстро и точно обрабатывать информацию, определяется тестами на выявление закономерностей + 3 фактора: визуализация (способность манипулировать образами при решении дивергентных задач), память и скорость.

Ф. Вернон. Фактор g распадается на 2 основных групповых фактора: вербально-цифровой-образовательный и механико-пространственный-практический.

2) Множественность и независимость интеллектуальных способностей
Л. Терстоун. 7 первичных умственных способностей - факторы: 1 - пространственный, 2 - восприятие, 3 - вычислительный, 4 - вербальное понимание, 5 - беглость речи, 6 - память, 7 - логическое рассуждение.

Структурная модель Дж. Гилфорда: 120 узкоспециализированных независимых способностей, определяющихся сочетанием трех групп аспектов: 1 - тип операции (познание, оценка...), 2 - содержание материала (конкретное, символическое, семантическое, поведенческое...), 3 - конечный продукт. Гилфорд отрицал реальность общего интеллекта, хотя в 98 % случаев отдельных способности коррелировали между собой.

А. Ягер: "берлинская модель структуры интеллекта":
   - операции (в том числе скорость, память, креативность);
   - содержание (в том числе вербальное, цифровое, наглядное). Общий интеллект - продукт взаимопересечений всех типов операций и всех типов содержаний.

Кризис тестологического подхода к изучению интеллекта: несмотря на мощное методологическое обеспечение изучения интеллектуальных способностей, тестология не смогла породить сколь-нибудь приемлемую концепцию интеллекта. Кроме того приверженцы взглядов на интеллект как единую структуру пришли к парадоксальному выводу о множестве различных не всегда зависимых друг от друга способностей; а приверженцы идеи множественного интеллекта убедились в наличии общего начала всех проявлений интеллекта. При более внимательном рассмотрении оказывается, что содержание тестов зачастую подменяет понятие интеллекта либо общим уровнем образовательного и культурного развития (к тому же оценка "правильности-неправильности решения заданий зависит от соответствующей культуры), либо способностью к обучению (которая не тождественна на самом деле интеллекту). Кроме того, низкие результаты тестов связаны с тревожностью, агрессивностью, интраверсией; то есть возможна подмена измерения интеллектуальных способностей измерением сформированности индивидуальных механизмов саморегуляции.

В отечественной психологии интеллект рассматривается как компонент индивидуальности, связанный с личностными характеристиками (исследования связей интеллекта с эмоционально-волевыми особенностями, социально-экономическими условиями и т.д.)

   Интеллект необходимо рассматривать как сложную многоуровневую структуру:
   1. Интеллект как результат процесса социализации, а также влияния культуры в целом (социокультурный подход);
   2. Интеллект как следствие адаптации к требованиям окружающей среды в естественных условиях взаимодействия человека с окружающим миром (генетический подход);
   3. Интеллект как особая форма человеческой деятельности (процессуально-деятельностный подход);
   4. Интеллект как продукт целенаправленного обучения;
   5. Интеллект как совокупность элементарных процессов обработки информации (информационный подход);
   6. Интеллект как особая форма содержания сознания (феноменологический подход);
   7. Интеллект как система разноуровневых познавательных процессов (структурно-уровневый подход);
   8. Интеллект как фактор саморегуляции (регуляционный подход).

   Интеллектуальная одаренность - такое состояние индивидуально-психических ресурсов (в первую очередь умственных), которое обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений; открытостью к любым инновациям...

Дж. Рензулли предлагает модель интеллектуальной одаренности, которая является "местом пересечения" трех факторов:
   - интеллектуальные способности выше среднего уровня;
   - креативность;
   - мотивационная включенность.
   Эта и другие модели свидетельствуют о том, что интеллектуальная одаренность исключает ее сведение только к высокой оценке на тестах интеллекта.
Р. Стенберг выделяет 5 критериев интеллектуальной одаренности:
   1. Критерий превосходства (тестового);
   2. Критерий редкости (нетипичности);
   3. Критерий продуктивности;
   4. Критерий демонстративности (повторяемости);
   5. Критерий ценности (для данной культуры).

Разум плюс чувства
ИЗМЕРЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТА03.12.2001. nature.ru 
Американские ученые на основе результатов рентгенографического исследования мозга пришли к выводу, что рациональное и эмоциональное в нашем мышлении, вопреки еще недавно преобладавшему мнению, часто накладывается одно на другое. Участникам исследования, в то время как их мозг сканировался с помощью магнитно-резонансной томографии, предлагалось принять решение по тому или иному поводу, оценив его последствия непосредственно для себя. Сделанные снимки показали, что кажущийся сугубо рациональным вывод участники тестов делали не без учета чувств: фиксировалось повышение активности в предлобной доле мозга, отвечающей за прохождение эмоций. Без них не обходится, к примеру, такое разумное решение, как необходимость пристегнуть ремень безопасности. С другой стороны, решение более отвлеченных задач в тестах не вызывало активизации эмоциональных центров мозга.
     Результаты этого исследования подтверждают полученные в ходе предыдущих наблюдений данные. Ранее отмечалось, что пациенты с повреждениями предлобной доли мозга нередко затрудняются с решением простейших вопросов, касающихся именно их самих (вроде выбора времени для визита к врачу), но в то же время без проблем могут решить, как следует поступить другому человеку.

Мир сходит с ума
АиФ
По данным Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского, в настоящее время в России насчитывается 3,97 млн. психически больных - на 13% больше, чем 10 лет назад.
Вообще же, по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в мире насчитывается почти 400 млн. чел., страдающих психическими расстройствами. Каждый 4-5-й житель планеты хоть раз имел проблемы со своей психикой.
Но систематически нуждаются в психиатрической помощи лишь до 6% населения Земли. По расчетам ВОЗ, к 2020 г. по распространенности на второе место после сердечно-сосудистых заболеваний выйдут депрессии. Как ни странно, в первую очередь депрессии поражают благополучные страны, где меньше проблем с демократическими свободами, материальным положением граждан. Распространенность же в мире шизофрении примерно одинаковая и стабильная - в пределах 0,5-1% населения.

Гуляйте на здоровье Вашего мозга
18.06.2001  Брэйн.ру
Как утверждают исследователи, регулярные прогулки помогают сохранить мозг молодым.
Так, было показано, что женщины, которые регулярно совершают прогулки, гораздо реже испытывают потерю памяти и угасание других когнитивных функций с возрастом.
Если Вы хотите быть здоровы и физически, и умственно, то должны уделять внимание физической нагрузке, - в этом уверен доктор Йоффе. Его убеждение основано на исследовании 5.925 женщин, чей возраст был 65 и старше на момент первого обследования. Повторно все они прошли два обследования 6 и 8 лет спустя.
Было показано, что когнитивные функции снизились на 24% у тех женщин, которые проходили только половину мили в неделю. Среди тех женщин, которые проходили 18 миль в неделю, подобное снижение когнитивных функций наблюдалось только в 17%.
Так же было показано, что каждая дополнительная миля в неделю снижает риск убывания когнитивных функций на 13%.
Вам не нужно бежать марафон: важно, чтобы физической нагрузки было много.

оглавление   2    3    4    5    6 
 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум