п
с
и
х
о
ф
и
3
и
о
л
о
г
и
я

к
о
р
о
т
к
и
е

с
т
а
т
ь
и

 4

 

ИНТЕЛЛЕКТ...

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ 
galactic.org.ua 

 

ЧЕЛОВЕК 

 


Развитие интеллекта и памяти при помощи ноотропных средств

23.11.2002. intens.km.ru
О различных чудесных средствах, делающих человека умным, написаны горы книг, - художественных и (псевдо)научных. Предлагались различные методики, основанные на интенсивном психотренинге (Т.Вуджек), медитации, освоении всевозможных "интеллектуальных ходов конем" (Де Боно) и, конечно же, - заглатывании природных и синтетических веществ, - от толченых костей дракона, до - новейших достижений в области легальной фармакохимии (см.ссылки). Если говорить о последних, - то у любого нормального человека сразу же возникает как минимум два вопроса: "насколько это безопасно для здоровья (в том числе и в долговременной перспективе)?" и "насколько это себя окупает (хотя бы по сравнению с затраченным временем и деньгами)?" Об этом и будет идти речь.

Мнение искушенного человека (квазиинтервью) Здесь я решил представить беседу (расшифровку диктофонной записи беседы) с одним из моих друзей, - человеком увлекающимся различными легализованными ноотропными препаратами. Сам он - с ХимФака, прекрасный спец по органике и всему такому. По ряду причин он решил остаться инкогнито... Сразу же заявлю, что, не являясь специалистом (тем более, - сертифицированным специалистом) в обсуждаемой области, я не могу нести никакой ответсвенности за неточности, допущенные интервьюируемым.

Вопрос: Что ты мог бы сказать по поводу разрешенной законом фармакохимии, способствующей повышению таких способностей, как память, быстрота соображения, умственная работоспособность и т.п.?
Ответ: Эти средства можно разделить на 3 группы: психомоторные стимуляторы, эндо- или адаптогенные стимуляторы общего действия и - ноотропные препараты.
К группе психомоторных стимуляторов относятся такие препараты, как фенамин или амфетамин, первитин или метамфетамин, реталин и многие др. Применение их ограничено тем, что в течение довольно короткого времени развивается толерантность (т.е. наблюдается ослабление эффекта) а также, - может возникнуть болезненное пристрастие и зависимость от препарата. Однако они наиболее эффективны для мгновенного повышения физических и умственных характеристик. Подъем длится несколько часов или, даже, несколько суток. За ним следует спад общей активности и настроения.
2-я группа - эндо- или адаптогенные общестимулирующие препараты как правило не вызывают побочных явлений, но при этом оказывают гораздо более слабое действие. К ним относятся женьшень, лимонник, элеутерокок и др. Для того, чтобы получить от них ощутимый эффект, - необходимо курсовое применение. Однократное применение в большинстве случаев оказывается неэффективным. После курсового применения повышенная активность наблюдается в течение 2-3 недель для месячного курса. По окончании этого срока курс следует повторить.
И наконец, - 3-я группа, - ноотропные препараты. Ноотропы представляют собой довольно эффективный, очень удобный и относительно недорогой способ повышения умственных способностей. Их действие состоит в улучшении кровообращения головного мозга и др. эффектах. К ноотропам относятся ноотропил (пирацетам), аминалон и церебролезин.
Аминалон - наиболее слабый из ноотропов. Немного улучшает память и энергообмен мозга. Он малопригоден для быстрого и качественного улучшения ума и памяти. Ноотропил (пирацетам) представляет собой наиболее распространенный, широкоиспользуемый из ноотропов. Как правило его применяют курсами по 1-2 месяца. При этом в начале курса общая способность к запоминанию даже несколько снижается. Но по окончании курса в течение 1-2 месяцев наблюдается резкое улучшение умственных способностей (в особенности - кратковременной памяти). Наиболее сильнодействующим из ноотропов является церебролезин. Он оказывает столь сильный эффект, что используется для лечения детей, страдающих такими заболеваниями, как детский церебральный паралич или - болезнь Дауна. Церебролезин позволяет поднять их характеристики практически до уровня нормальных детей (или детей с небольшими задержками в развитии). Для взрослых он тоже с успехом применяется в аналогичных ситуациях, а также - при соматических поражениях головного мозга или для снятия последствий сильного стресса. Единственным недостатком церебролезина помимо высокой стоимости является его слабая усвояемость при оральном приеме, что делает необходимым внутримышечные или внутривенные инъекции. Курс лечения церебролезином длится 1-2 недели. Улучшение умственных способностей наблюдается до 1 месяца (а иногда - и дольше).

Вопрос: Что ты лично принимал из перечисленных препаратов? Какой из них тебя наиболее приколол? Какие эффекты были получены и как долго они длились?
Ответ: Из доступных мне препаратов, разумеется, не выходя при этом за рамки действующего законодательства, я принимал некоторые виды психомоторных стимуляторов. Выяснилось, что они пригодны для кратковременного (~1 день) улучшения умственных способностей. Единственный совет, который я могу дать своим возможным последователям, - не стоит принимать психомоторные стимуляторы вечером или в ночь перед экзаменом. Это резко ухудшит шансы на хороший ответ на самом экзамене, т.к. период действия весьма ограничен. Лучше всего принимать их непосредственно перед экзаменом, или за несколько часов до него.
Далее. Препараты эндо- или адаптогенного действия на подобие женьшеня, элеутерокока, родиолы розовой или лимонника также обладают довольно интересными эффектами, однако они слишком незаметны при кратковременном применении, а терпения на курс у меня, честно говоря, не хватило.
Больше всего мне понравились ноотропные препараты, в частности, - ноотропил. Иногда я покупал вместо него пирацетам (препарат отечественного производства). Импортный препарат "Ноотропил" стоит в 2 (а иногда и в 3) раза дороже отечественного аналога, но разницы между ними нет практически никакой. Применял я его следующим образом: первые 10-14 дней по 2.4 г/сутки (по 2 капсулы 3 раза в день), а потом уменьшал дозу вдвое вплоть до окончания курса. Примерно через 3 недели после начала курса я почувствовал резкое улучшение умственных способностей и кратковременной памяти, но, однако, довел курс до конца и примерно еще месяц после этого пользовался резко возросшими умственными способностями. Главное достоинство ноотропила в том, что по окончании его действия достигнутый уровень умственных способностей не исчезает мгновенно, а - плавно возвращается к прежнему значению.

Вопрос: Что ты в данном случае подразумеваешь под "умственными способностями"?
Ответ: Я имею в виду способность к быстрым вычислениям и кратковременную память. Два этих показателя сильно увеличились при использовании ноотропила. Использование церебролезина улучшает их еще сильнее, однако я его не применял. Аминалон же вообще очень мало пригоден для быстрого и качественного улучшения ума и памяти.

Вопрос: Имеет ли аминалон побочные последствия?
Ответ: Практически не имеет, если не вводить его летальную дозу (около 10 г.).

Вопрос: Что ты можешь сказать об одноразовом сверхдозированном приеме адаптогенов (например, - элеутерокока)?
Ответ: Это довольно вредно. Дело в том, что в отличие от психомоторных стимуляторов амфетаминового ряда, элеутерокок, женьшень и прочие адаптогены действуют стимулирующим образом по токсическому механизму на подобие кокаина. Т.о. передозировка элеутерокока или женьшеня наряду с мгновенным стимулирующим эффектом вызовет сильное отравление организма. После передозировки адаптогенного препарата в ряде случаев наблюдается сильная депрессия и снижение общего тонуса организма.

Вопрос: Что бы ты мог сказать о средстве под названием "гуарана"? где ее купить и как применять?
Ответ: Гуарана представляет собой психотропный стимулятор пуринового или кофеинового ряда. Она продается в спортивных магазинах или в "нетрадиционных магазинах здоровья" (на подобии "лавки жизни"). Гуарана содержит кофеин, однако ее отличие от типичных кофеиновых препаратов (чай, кофе) состоит в том, что она стимулирует с бешеной силой, содержа при этом кофеина даже меньше чем кофе и не вызывая при этом симптомов передозировки. Вещь исключительно полезная для повышения физических и умственных способностей (правда на не очень большую величину - около 30%). Также гуарана примерно на 40% повышает способность видеть в темноте. Лучше всего применять гуарану не в индивидуальном виде, а в комбинации с другими препаратами. Например, вот типичная смесь, применяемая спортсменами: 4-5 таблеток гуараны по 25 млгр. кофеина в каждой, 1 г. аспирина, 100-150 млгр. эфедрина. Все это запивается 2-3 стаканами кока-колы. Получается довольно благоприятный стимулятор, не слишком сильно изнашивающий организм и дающий эффект на 1 день (или даже больше). [Вот тут, честно говоря, мне стало чуть-чуть не по-себе. Гуарана и так показалась мне довольно активным средством (см. личный опыт), а тут, - такое сопровождение...]

Вопрос: С чем нужно, можно и нельзя сочетать психомоторные стимуляторы, адаптогены и ноотропы?
Ответ: Как правило, психомоторные стимуляторы хорошо сочетаются друг с другом, хотя при этом сильно повышают риск передозировки вследствие синергистического эффекта. Нужно быть осторожным.
Ноотропы хорошо сочетаются с различными препаратами, однако при сочетании с алкоголем вы получите от выпивки гораздо меньше кайфа.
Адаптогены можно совмещать с любыми препаратами. Единственно, против чего я мог бы возразить, - против сочетания адаптоген-спиртное и адаптоген-сильный стимулятор (например - амфетаминового ряда). Могут быть очень выраженные негативные эффекты.

Вопрос: Что бы ты посоветовал человеку, желающему повысить свои интеллектуальные и мнемические способности?
Ответ: Прежде всего, - тщательно ознакомиться с инструкциями, прилагаемыми к препарату, т.к. бесконтрольное применение психоактивных и ноотропных средств непосредственно угрожает психическому и физическому здоровью человека. Следует изучить возможные негативные сочетания с др. препаратами. И, наконец, - пояснить окружающим чем и зачем вы занимаетесь, дабы избежать великого множества непоняток и конфликтов. [тут мы вспомнили и посмеялись над анекдотом про бабушек, чьи внуки видятся им "врачом", "шофером" и "ботаником"]

Вопрос: Учитывая тематику сайта, где планируется разместить это интервью, что бы ты посоветовал людям, изучающим иностранные языки?
Ответ: Ноотропил, ноотропил и еще раз - ноотропил! Прочие препараты оказывают либо очень слабый, либо, - кратковременный эффект, сопряженный с негативными побочными последствиями. Вопрос: Большое спасибо.

Личный опыт
Здесь позволю себе поделиться личным (скромным) опытом употребления разрешенных законом и безвредных для организма нооропов и стимуляторов.

Элеутерокок колючий. Относится к так-называемым адаптогенам растительного происхождения, - лекарственным средствам, облегчающим адаптацию (приспособление) организма к различным неблагоприятным воздействиям. Большинство западных психологов рассматривают интеллект как исключительно адаптивную способность. Исходя из этого допущения, адаптогены в какой-то степени повышают Ваш IQ. Элеутерокок является близким родственником женьшеня, - средства, способного оздоровить организм во многих отношениях, в том числе, - тонизировать ЦНС, улучшить ассоциативные и мнемические функции. Элеутерокок предназначен для долговременного регулярного употребления. Его действие скажется далеко не сразу после первого приема. При однократном сверхдозированном приеме ничего хорошего не получится. Могу поведать о том, как его применять не следует. Кажется в седьмом (точно не помню) классе один из моих товарищей поразил меня смелым неожиданным планом, - облегчить написание контрольной по алгебре, выпив специальных капель, продающихся в аптеке по 40 копеек за бутылку. Общий смысл был таким: "ты станешь раза в два умнее, чем сейчас!" О'key! Мы купили настойку элеутерокока и накапали себе перед контрольной безумное количество этих страшных капель. Лучше бы мы (по крайней мере я) этого не делали! Контрольную по алгебре писать было просто-таки невозможно. От малейшего шума (падения авторучки, скрипа двери, реплики математички) нас подбрасывало словно взрывной волной. Порог реакции на различные раздражители существенно понизился. В таком состоянии человек достаточно алертен, но - крайне нервозен. Слава Богу, - урок алгебры был в тот день последним...
Второй подход к элеутерококу был сделан уже в институте. Находясь в процессе творческих исканий, я приобрел сухие корешки этого растения и в начале никак не мог решить, - что предпочтительнее, - делать из них отвар или же, - спиртовую настойку. В итоге остановился на последнем, - из-за более длительного срока хранения (причем хранить следует исключительно в темноте). Употреблял (сколько и по сколько раз в день, - сейчас уже не помню. Инструкции есть в медицинских справочниках или, - на упаковке) регулярно в течение двух месяцев (период как раз совпал с очередной сессией). Достигнутый эффект выражался в большей умственной работоспособности и меньшей утомляемости при подготовке к экзаменам. Легче стало удерживать и переключать внимание. Повысился общий тонус. Насколько? Не так, чтобы - очень, но все же - ощутимо. Оценить количественно действие элеутерокока (или, например, - женьшеня, лимонника и т.п.) на конкретно взятого человека трудно. Возможно оно будет существенным; возможно, - соизмеримо с результатом, которого человек добился бы, просто ведя здоровый образ жизни, - соблюдая режим сна и бодрствования, диету, физические нагрузки и т.п (кстати, эффект от этих действий иногда, - в случае, если человек вымотан до предела, - способен улучшить его показатели в несколько раз!). Попробовать наверное стоит. По-крайней мере хуже стать не должно...

Гуарана. Абсолютно легальный препарат растительного происхождения. Продается в спортивных магазинах и магазинах типа "лавка жизни" (см.интервью). На коробке с гуараной написано, что впервые ее открыли индейцы в каких-то там джунглях, в таких-то далеких годах, после чего, - вовсю пользовались повышенным тонусом организма и знать забыли, что такое - упадок сил... Гуарана содержит кофеин, но в несравненно более усвояемой форме, чем - в кофе. Я пью гуарану, когда приходится очень мало спать, и в то же время, - демонстрировать повышенную алертность и решать объемные задачи, требующие реакции и работоспособности. Например, - я выпил ее вчера. Эффект был следующим: наблюдалась повышенная возбудимость, и, как следствие этого, - несколько худшая удерживаемость внимания на выбранном объекте. Зато, - сильно повысилась переключаемость внимания, способность распределять его между различными объектами. Существенно усилилась энергетика (и физическая и умственная). 5 таблеток растягивал на 1 день. В конце дня наблюдался спад тонуса и некая опустошенность. Злоупотреблять гуараной не рекомендую; пить максимум 2 дня подряд, после чего - воздерживаться до очередного экстра-случая. Это - не повседневный кофе... Но именно в экстра-случаях гуарана очень хороша...

Пирацетам или ноотропил. Это одно и то же, название зависит от производителя. Довольно мощный стимулятор, применение которого дает и негативные последствия - перевозбуждение, искусственный характер стимуляции. Но! Если у Вас случился период чрезмерных умственных нагрузок, Вы просто очень устали, кажется, что "мозги как в тумане", то рекомендуем не просто курс приема таблеток или капсул, а просто прокапаться пирацетамом. Естественно, что это необходимо делать при квалифицированном медицинском содействии, то есть капельницу должен ставить профессионал. Зато эффект чувствуется сразу. Все же если говорить о пирацетаме, как о средстве для постоянного приема, то лучше им не злоупотреблять. Его я употреблял, как и было предписано выше. Курс длился 6 недель. Снижения уровня памяти на начальном этапе не заметил. К концу курса резко улучшилась кратковременная память, - стал легко запоминать всякую, порой вовсе даже ненужную информацию, - номера страниц в книгах, где прерывал чтение, телефоны, время показа фильмов по TV и проч. К великому сожалению я не воспользовался открывшимися возможностями и не пытался что-либо заучивать. Из негативных эффектов могу отметить, что то количество алкоголя, которое давало приятное расслабление раньше (до курса) к завершению курса было недостаточным, - эйфории не создавало.

Винпоцетин или кавинтон. Препараты более, скажем так, полезные. В общем, это опять же одно и то же, разве что кавинтон гораздо качественнее. Как профилактическое средство вполне приемлем. И если есть выбор - то, безусловно, кавинтон.

Энцефабол
. Очень сильный стимулятор. Масса сторонних эффектов. Тут на чаше весов следует взвешивать цель приема и те побочные эффекты, которые Вы получите в виде опять же перевозбуждения, нарушения сна и т.д. Вот его рекомендуем принимать только по указанию врача.

Цинаризин
. Полная ерунда, даже комментировать не будем.

Билобил
, Мемо-плюс, Танакан. Для достижения эффекта необходим прием в лошадиных дозах. То есть концентрация действующего вещества такая, что… Помните рекламу, в которой солидного возраста мужчина в ковбойской шляпе играет на саксофоне и прославлявшем танакан? Есть анекдот. "Леонид Ильич жалуется членам политбюро: "Выпил много танакана, а на саксофоне играть так и не научился...". Примерно отражает суть вещей.

Когитум
. Очень хороший немецкий препарат. Можно принимать и детям. Обладает стимулирующим эффектом. Легкий антидепрессант.

Гинкго Билоба. Король препаратов, улучшающих работу мозга. О нем уже много писалось, отметим, только, что равных Гинкго и его "родственнику" Готу Кола равных просто нет.

Таурин
. Стимулятор, который вовсю добавляют в модные нынче энергетические напитки. Обладает определенным стимулирующим действием, но скорее как возбуждающее.

Возникает резонный вопрос - так что ж все-таки выбрать из великого множества препаратов? Наше мнение - Гингко Билоба и Семакс. По всем прикидкам совместный прием даст существенный эффект. Можно добавить кавинтон или когитум. Несмотря на то, что принимается как бы три препарата, вредных последствий не будет.
Для детей - глицин и когитум. Вот им Гинкго Билоба и Семакс не очень подходят. Собственно говоря, им просто еще рано…

Из собственного опыта (может, кому-то пригодится):
Гинкго Билоба - три упаковки в год.
Глицин - курсовой прием раз в квартал. Семакса просто еще не достал. И то, и другое - аминокислоты, только в Семаксе их семь.
Зеленый чай и чай матэ - не менее семи чашек в день.
Регулярные занятия по развитию памяти и скорочтения.
Музыка. О ней будет отдельный разговор. Пока скажем только, что это Моцарт, Телеман, Шопен, Бах, Григ, Гайдн и другие классики, джаз. И произведения, и специально скомпонованные диски.
Запах. Лимон, хвойные, эвкалипт.
Общение с Природой (кошка дома, походы в лес и т.п.).

Вообще говоря, старайтесь комбинировать и препараты, и естественные стимуляторы. Результат - прекрасная интеллектуальная форма. Чего Вам от всей души желаю.

Показатели интеллекта
www.woman.inc.by
Интеллектуальные тесты впервые появились в Китае в VII веке нашей эры. Чиновники проходили экзамены, где проверялись их способности, овладение конфуцианской доктриной. В зависимости от результатов кандидат попадал в один из трех классов: чиновник общественной службы (один из ста претендентов), мандарин (один из ста чиновников), инспектор (один из ста мандаринов).
В начале XX века группа ученых создала систему определения умственного развития детей, получившую наименование "IQ" (от английских слов Intelligence Quotient - доля интеллекта). Потом ее стали применять и для взрослых людей.
Специалисты Станфордского университета в США составили список самых выдающихся людей за последние 400 лет, каждый получил по этой системе оценку умственных способностей к 17-летнему возрасту. В результате вышла чрезвычайно любопытная картина!
Интеллект обычного человека определяется примерно в 85-115 баллов. Сколько же набрали самые великие? На первом месте оказался известный английский философ и экономист XIX века Джон Стюарт Милль - 190 баллов.
Далее следовали: немецкий писатель Иоганн Вольфгант Гёте (185), французский философ Вольтер (170), австрийский композитор Вольфганг Амадей Моцарт (150), английский поэт Байрон (150), президент. США Томас Джефферсон (145), итальянский ученый Галилео Галилей (145), немецкий композитор Рихард Вагнер (145), французский император Наполеон (140), английский естествоиспытатель Чарльз Дарвин (135), итальянский живописец и ученый Леонардо да Винчи (135).
Люди с низким IQ (меньше 85) в 13 раз чаще оказываются за чертой бедности, чем люди с высоким IQ,, в 15 раз чаще вынуждены оставлять работу из-за проблем, связанных со здоровьем, преступность среди них в 4 раза выше. В то же время среди людей с высоким IQ (выше 85) в два раза больше разводов. У всего человечества средний IQ ежегодно увеличивается на 1.
Средний IQ различается по странам. Например, в Германии средний IQ - 125. В Австралии - 130. А в Индии, которую причисляют к странам третьего мира, средний IQ - 140, самый высокий средний коэффициент! В то же время Индия не является лидером ни в медицинских исследованиях, ни в поиске альтернативных источников энергии, ни в ядерной физике... Так что IQ - не ключ к успеху.
Любопытно, что среди носителей наивысших значений IQ практически нет женщин. То же самое можно сказать и о наиболее влиятельных людях в истории человечества.
Американский исследователь Майкл Харт попытался оценить степень воздействия на историю в своей книге "Сто самых влиятельных личностей в истории, расставленных по порядку".
Первую ступеньку пьедестала занимает Магомет. Объясняется это тем, что он, был не только пророком, но и организатором, основателем мусульманской религии. Поэтому он и потеснил Христа на третье место, так как христианство оформили и организовали другие, в первую очередь апостол Павел, занимающий шестое место.
Во главе списка еще два великих вероучителя: Будда - на четвертом месте и Конфуций - на пятом. Второе место досталось Ньютону.
Среди ста гениев больше всего ученых и изобретателей - 37. Причем многие из них - в первой двадцатке: Гутенберг - 9-й, Эйнштейн - 10-й, Пастер - 12-й, Галилей - 13-й, Дарвин - 17-й.
Следующая категория - политики и военачальники. Их тридцать. Затем идет философия - 14 мыслителей, начиная с Маркса, который занял одиннадцатое место.
Одиннадцать гениев проявили себя как религиозные лидеры.
Музы представлены крайне скупо - по двое гениев от литературы, искусства и музыки. Шекспир - 36-й и Гомер - 94-й, Микеланджело - 49-й и Пикассо - 96-й, Бетховен - 43-й и Бах - 74-й.
Хронологическая таблица показывает два пика. Первый "звездный час", растянувшийся на 400 лет, был между VI и II веками до нашей эры. Другой плодотворный период начался в XV столетии и продолжается до сих пор.
Географическое распределение гениев неравномерно. Африка дала лишь трех, Латинская Америка одного гения - Боливара, Азия - 18, США - 7, остальные 71 родились в Европе.
Из них - трое уроженцев России. Ленин на 15-м месте, Сталин - на 63-м, Петр Великий - на 91-м.
Этот выбор стоит прокомментировать. Как объясняет Майкл Харт, Ленин попал в список не за теорию, а за практику. Он разработал технологию власти, которая вплоть до самых недавних времен позволяла немногочисленной коммунистической верхушке контролировать жизнь стран и народов, где они захватили власть.
О критериях отбора. М. Харт, классифицируя политиков, отдал предпочтения носителям западных ценностей. Например, Петр Великий попал в список не столько за практические реформы, сколько за теоретическое прозрение. Он был первым лидером из стран тогдашнего "третьего мира", который сумел осознать приоритет Запада.
Тут Харт приводит любопытное рассуждение. Турция вплоть до XVIII века была и сильнее, и культурнее России. Если бы вместо царя-реформатора в мире появился султан-реформатор, не Россия, а Турция, завоевав Среднюю Азию, стала бы великой евразийской державой. Петр не только перекроил карту своей страны, но и совершил революцию в сознании, утвердил приоритет Запада в историческом процессе. По проложенной им дороге пошли Япония, Китай, та же Турция и все другие отстающие страны, включая и Россию.

Лучшее - враг хорошего?
2003 № 12 "В МИРЕ НАУКИ"
Об авторе: Профессор биоэтики Артур Каплан (Arthur L. Caplan) занимает пост директора Центра биоэтики Пенсильванского университета. До 1994 г. он преподавал в Миннесотском, Питтсбургском и Колумбийском университетах. Каплан написал около 20 книг, в том числе Who Owns Life?

----------
Биотехнологическая революция, в ходе которой люди научились манипулировать генами, вызвала большой общественный резонанс. Странно, что не менее значительные события в другой сфере - науке о мозге - почти не привлекли внимания.
А между тем благодаря успехам нейробиологии появилась возможность не только наблюдать за работой мозга, но и "угадывать" желания, мысли и чувства, а также выявлять многие психические расстройства. Сегодня сложные методы визуализации головного мозга позволяют узнать, какие его области проявляют активность в данный момент времени, проследить действие лекарственных веществ, отрицательных эмоций и других факторов.
Поведение и психика человека полностью зависят от состояния головного мозга. Поэтому сведения о его активности со временем будут использоваться так же широко, как генетическая информация. Речь может идти о тестировании при приеме на работу, о диагностике различных заболеваний, об определении дееспособности и, наконец, о развитии интеллектуальных способностей.
Процедуру сканирования головного мозга уже используют в судебно-медицинской практике. Вскоре специалисты государственных служб с ее помощью смогут предсказывать поведение в стрессовых ситуациях будущих военных летчиков, астронавтов и секретных агентов. Широко практикуется имплантация в головной мозг специальных устройств, облегчающих состояние людей, страдающих болезнью Паркинсона. Поговаривают даже о таблетках, которые могли бы "стирать" из памяти солдат кошмарные воспоминания о войне, и об имплантантах, способствующих восстановлению или улучшению памяти. А многие школьники уже сегодня перед контрольными и экзаменами принимают риталин и другие психоактивные вещества, чтобы "взбодрить" мозг и быть в форме. Общество должно быть готово к морально-этической оценке подобных инноваций, равно как и к защите интересов тех, кому они могут навредить. Пока вопросов гораздо больше, чем ответов, но мы обязаны сделать первый шаг и определить основные этические проблемы.
Вряд ли кто-то станет утверждать, что стремление выявить и устранить нарушения в работе головного мозга аморально. И все же вмешательство в его "святая святых" вызывает серьезное беспокойство - не меньшее, чем генетическое тестирование и генная терапия. Кто и на каком основании будет решать, следует ли проводить рискованные манипуляции с мозгом пациента? Где гарантия, что без его согласия никто на это не пойдет?
Даже те, кто не сомневается в необходимости лечения заболеваний головного мозга, становятся весьма осторожными в суждениях, когда речь заходит об улучшении его работы, если с ним в общем-то все в порядке. Американцы убеждены, что человек должен прокладывать дорогу в жизни собственными силами. Многие считают, что мозг, способный на нечто большее только благодаря таблеткам, чипам или имплантантам, - незаслуженный подарок.
Но так ли уж плохо, если устройства, которые сегодня используются для смягчения симптомов болезни Альцгеймера или нарушений, связанных с дефицитом внимания, будут применяться для улучшения памяти? Разве не заманчиво выучить иностранный язык за несколько минут или мгновенно прочесть книгу благодаря чипу, имплантированному в гиппокамп? Стоит ли опасаться имплантантов, которые способствуют развитию мозга новорожденных, и отказываться от методик, благодаря которым ребенок станет умнее своих родителей?
Несправедливо? Противоестественно? Лично я не вижу ничего плохого в усовершенствовании мозга человека. Чтобы стало ясно, почему я придерживаюсь этой точки зрения, приведу возможные возражения оппонентов.
Возражение первое. Любое воздействие на нейроны с целью улучшения умственных способностей может нарушить устоявшийся порядок вещей. Получив некие преимущества в результате искусственного усовершенствования головного мозга, человек может достичь в жизни больших успехов и пользоваться большим уважением. Но право на уважительное отношение определяется не только биологическим статусом - не важно, идет ли речь об инвалиде, просто болезненном человеке или об индивидууме, не достигшем больших высот потому, что его мозг не подвергался никаким "подстегивающим" воздействиям.
Возражение второе. Многие полагают, что искусственное улучшение умственных способностей неэтично, поскольку не все могут себе это позволить, что несправедливо. Конечно, если ничего не делать для того, чтобы соответствующие технологии стали общедоступными, то расслоение общества увеличится. Но подобное неравенство существует давно, и виной тому различные подготовительные курсы, музыкальные школы, репетиторы по математике и т.д. Решение заключается не в том, чтобы отказаться от них, а в том, чтобы сделать их как можно более доступными. Так уж случилось, что мой сын оказался в привилегированном положении: он ходит в частную школу. Но вряд ли мои менее обеспеченные соседи считают, что я должен стыдиться этого, а стремление дать ребенку хорошее образование аморально. Скорее всего они подумают: "Нам тоже хотелось бы, чтобы наш ребенок учился в частной школе".
Возражение третье. Вмешательство в головной мозг "противоестественно". Не приведет ли усовершенствование человеческого организма к изменению нашей сущности? Несостоятельность такого подхода очевидна: в таком случае вмешательством в природу человека придется считать ношение очков, прием инсулина, трансплантацию органов, операции на сердце, путешествия на самолете, использование телефона, чтение при искусственном освещении и многое, многое другое. Утрачиваем ли мы свою человеческую сущность, если ездим на работу на машине, а не ходим пешком? Возможно, это вредно для здоровья, но ни в коем случае не изменяет нашего "я". В конце концов, стремление к самосовершенствованию заложено в человеческой природе.
И, наконец, кое-кто может посчитать улучшение человеческого мозга неприемлемым, поскольку оно неизбежно порождает некое давление на личность. Якобы вольно или невольно нас будут подталкивать к мысли, что, не совершенствуя свои умственные способности, мы наносим ущерб семье и обществу в целом, рискуем не найти работу или не преуспеть по службе. Но и здесь запрет - не выход. Нужно создать условия, при которых решение оставалось бы за самим человеком.
На самом деле никакого принуждения к совершенствованию и не требуется, достаточно простых законов рынка. В конце концов, не к этому ли побуждает нас и религия? Что действительно необходимо - так это создание социальных органов, которые гарантировали бы каждому члену общества возможность использовать все блага технологического прогресса. Если, конечно, он сам этого пожелает.

Информация влияет на интеллект хуже марихуаны
22.04.2005.  IsraBlog
Психиатры из университета Лондона (IoP) под руководством Гленна Уилсона пришли к выводу, что информационный поток, обрушивающийся на современных служащих в виде электронной почты, телефонных звонков и сообщений с интернет-пейджеров, наносит их интеллекту больше вреда, чем марихуана.
80 добровольцев попросили выполнять определённые задачи. Половина волонтёров занималась этим в тишине и спокойствии, остальные были засыпаны письмами, сообщениями и звонками. Хотя участники эксперимента не обязаны были отвечать на все эти запросы, в результате информационного «наводнения» их внимание и способность сосредоточиться серьёзно пострадали. Причём мужчинам был нанесён вдвое больший, чем женщинам, ущерб. Также выяснилось, что средний показатель интеллекта (IQ) у «затопленных» снизился на 10 пунктов — у курящих марихуаны он «падает» всего на 5.
Наряду с приведённым выше исследователи зафиксировали у многих испытуемых зависимость от современных коммуникаций: каждый пятый готов ответить на запрос во время еды, а две трети признались, что просматривают почту, отдыхая дома или в отпуске.
Результаты исследования ни в коем случае не означают, что нужно бросать работу и курить марихуану.

Психологи рекомендуют думать лёжа
12.05.2005.  IsraBlog
Доктор Даррен Липники из Австралийского национального университета обнаружил, что люди с большей лёгкостью решают задачки лёжа, а не сидя или стоя. Для эксперимента психологи привлекли 20 добровольцев, которым предложили разгадать 32 анаграммы из пяти букв, находясь в двух положениях: стоя и лёжа. Оказалось, что в горизонтальном положении волонтёры находили разгадку гораздо быстрее.
По мнению Липники, всё дело в химии мозга, а точнее — в выпуске нейромедиатора под названием норадреналин. Норадреналин обычно связывается с познавательной способностью и вниманием, но учёные также полагают, что этот нейротрансмиттер вредит творческому мышлению. В лежачем положении он выпускается в меньших количествах.
Липники говорит, что в подтверждение его теории можно привести исторические свидетельства. Например, как в случае с греческим математиком Архимеда, который сделал открытие, расположившись в ванне. Или со средневековыми ирландскими поэтами, которые обычно занимались сочинительством, лёжа на кушетке в затемнённой комнате.

Учиться можно без единого проблеска мысли
28.07.2005.  IsraBlog
Во многих отношениях человек разумный не столь далеко ушел от своих предков-обезьян, а порой «животное» поведение становится даже необходимым. Когда так говорят про добывание еды и низменные страсти, никто не удивляется, но, оказывается, это в некоторой степени верно и для таких сложных умственных процессов, как учеба.
При «классическом» обучении — освоении новых сведений или навыков — мы четко осознаем и запоминаем все, что делаем. Основную часть работы, как считают ученые, при этом выполняет средняя височная доля мозга — она связывает между собой хранилища разных видов информации.
По окончании чтения, к примеру, этой статьи в памяти читателя (как мы надеемся) останутся основные идеи, изложенные в ней, и сам факт прочтения. А объем серого вещества, кстати, увеличивается с каждой порцией «переваренных» знаний.
По контрасту с homo sapiens животные, не наделенные мощным интеллектом, учатся более примитивно, методом проб и ошибок. Обезьяну, например, можно научить выбирать из нескольких предметов один, обладающий теми или иными качествами. При этом задействуется совсем другой участок мозга — базальные ганглии. Привычка остается, а вот процесс дрессировки быстро стирается из памяти животного.
Многие нейрофизиологи думали, что в процессе эволюции человечество распрощалось с этим устаревшим и малоэффективным способом. Однако теперь калифорнийские ученые доказали, что она живет и действует. Для тех несчастных, у которых нарушено функционирование височной доли, обучение по «привычке» — единственный способ ориентироваться в мире. Именно таких людей, страдающих амнезией после перенесенного энцефалита, исследователи из Сан-Диего отобрали в качестве испытуемых. Изо дня в день им предлагали одно и то же упражнение: выбрать из восьми пар объектов «правильные». К началу каждого урока больные успевали напрочь забыть о предыдущем, однако после нескольких недель тренировки твердо усвоили, что нужно делать, — доля успешных испытаний достигала 95% и более.
Однако, выполняя задание, люди не помнили, как этому научились. «Интересно, как я это делаю?» — спрашивал сам себя один из пациентов. Это лучше всяких энцефалограмм доказывает, что он усвоил навык чисто механически. Не схожим ли образом работает ум у зубрил, которые на экзамене пересказывают страницы учебника слово в слово, но при этом ни единого слова не понимают?

Игра на скрипке и рояле не улучшает интеллект
07.10.2004.  IsraBlog
Изучение музыки и умение играть на различных музыкальных инструментах не улучшает интеллект людей, пишет Independent. Немецкие ученые установили, что нет никаких различий между умственными способностями музыкантов и не музыкантов.
Психологи под руководством профессора Мартина Раммсайера попытались выяснить, действительно ли обучение игре на различных музыкальных инструментах повышает интеллектуальные способности людей. Дело в том, что в прошлом году были опубликованы результаты исследований, установивших, что в головном мозгу профессиональных музыкантов содержится большее количество серого вещества, нежели у музыкантов-любителей и тех, кто не умеет играть на музыкальных инструментах.
Однако большее количество серого вещества еще не означает более высокий уровень интеллекта, в чем и убедились ученые, сравнив по результатам тестов, различные умственные способности 70 музыкантов и 70 неумеющих играть. «Мы не нашли сколь-нибудь значимых различий в восприятии, логическом и абстрактном мышлении, воображении и памяти в обеих группах», — пояснил профессор.
Единственное, что музыканты делали лучше — это «читали» музыку с нотного листа. В качестве группы музыкантов использовались студенты Высшей школы театра и музыки в Гановере, изучавшие музыку в течение 10 лет, в качестве контрольной группы — студенты других факультетов Университета Геттингена.

Как повысить свой интеллект
Стимуляторы развития интеллекта03.09.2005. Комсомольская правда
По словам профессора Роббинса из Кембриджского университета, в лекарствах, которые сегодня можно приобрести по рецепту, удалось обнаружить неожиданные побочные эффекты. Такие, что эти лекарства не грех было бы выписывать всем желающим... поумнеть.
Оказалось, к примеру, что препарат модафинил, разработанный для лечения нарколепсии - заболевания, от которого люди засыпают на ходу, многократно обостряет память и усиливает способность к логическому мышлению. Но не только. Без какого-либо ущерба для здоровья он позволяет не спать по 90 часов. На солдатах проверяли: почти четверо суток они не смыкали глаз, а потом легко возвращались к нормальному ритму за 8 часов сна.
Западные студенты  во время сессии уже не отказываются от другого лекарства - риталина, созданного для лечения рассеянных детей. Он обостряет внимание, расширяет память и у здоровых людей. И, как свидетельствуют медики, «позволяет принимать более обдуманные решения».
Доказано: чтобы лучше соображать днем, надо обязательно завтракать. И не какой-нибудь бессмыслицей вроде модных нынче мюсли и прочих сладких хлопьев. После них работоспособность мозгов даже у школьников снижается до уровня 70-летних стариков. Нужны белки, хлеб и салат.
Исследования, проведенные в США и Англии, показали: самые подходящие белки для повышения интеллекта содержатся в фасоли. Далее следуют яйца и мясо, тоже стимулирующие выработку так называемых нейротрансмиттеров - веществ, способствующих передаче электрических импульсов по извилинам.
Хлеб богат витамином В, усиливающим активность отделов мозга, контролирующих обработку информации. А в салатном листе полно антиоксидантов, предотвращающих преждевременную смерть нейронов.
За час-другой перед обедом разумно было бы выпить стакан йогурта. В нем есть аминокислота тирозин, необходимая для производства гормонов - допамина и норадреналина. Они помогают в борьбе со стрессами, обостряют память и внимание.
А вот печенье и пирожные портят мозги. От них они словно бы ржавеют. Но можно и «смазать». Чем? Так называемыми ненасыщенными жирными кислотами. Они содержатся в рыбе. Мозгам обязательно нужна смазка, уверяют ученые, ведь они сами на 60 процентов состоят из жира. И те, кто ест рыбу хоть раз в три дня, по сути, занимаются профилактикой слабоумия.
Франк Рушер, психолог из Университета штата Висконсин (США), обследовав несколько тысяч детей, убедился: те, кого с пяти-шести лет учили музицировать, через два года обгоняли по уровню интеллекта сверстников, игравших только с компьютерами.
Исследователи настаивают: советы регулярно тренировать мозг отнюдь не наивны. Руководитель экспериментов доктор Торкель Клинберг вообще считает, что подобная «разминка» мобилизует скрытые резервы мозга чуть ли не на генетическом уровне. И подчеркивает ее необходимость особенно в раннем возрасте.
Иными словами, дети просто обязаны складывать пирамидки, играть в кубики и периодически что-нибудь запоминать. Да хоть стихи.
Но, оказывается, мозгу помогает и просто физкультура. - Эффект непосредственный, - говорит Фред Гейдж из Института Салька в Калифорнии, - от физических упражнений растут новые нервные клетки даже у взрослых. Причем нагрузки необязательно должны быть запредельными. Достаточно хотя бы три раза в неделю быстро ходить по полчаса. И способность к обучению повысится на 15 процентов.
В Лос-Анджелесе на предмет полезности для мозга проверили йогу. Не все упражнения действовали одинаково. Самыми эффективными оказались те позы, в которых надо было сгибать тело назад.
А открытие исследователей Кливлендской клиники вообще стало сенсацией. Они обнаружили своего рода обратную реакцию, когда от напряженной работы мозга росли... мышцы. Добровольцы, лежа на диване и не двигаясь, мысленно сгибали и разгибали руки. Представляли, что тренируют бицепсы. И через 12 недель они у них выросли. Ненамного - всего на 13 процентов. Но ученым был дорог сам факт, в котором их коллеги углядели почти фантастические перспективы. Уже для мозгов.
Некоторые могут не только наращивать мышцы усилием воли, но и управлять, казалось бы, совсем не подконтрольными человеку процессами - например, частотой сердечного ритма, артериальным давлением или температурой тела. Йоги умеют это делать испокон веков. А эксперименты с обычными людьми по так называемой обратной связи начались лишь в 60-е годы прошлого века. Ныне они продолжились, но уже не с сердцем или сосудами, а с самим мозгом.
Вот что недавно проделали в Стэнфордском университете. В реальном времени исследователи снимали энцефалограмму испытуемого, выводя на экран компьютера синусоиду альфа-волны его мозга. Задача подопытного состояла в том, чтобы усилием воли сделать ее более пологой. Ничего не получалось. Тогда ему на экран вывели автомобильчик. Он двигался. А его скорость снижалась, если волна успокаивалась. Но испытуемый об этом не знал - его просто просили хорошенько подумать о  том,  чтобы  автомобильчик затормозил. И на удивление он начинал ехать медленнее. Соответственно более пологой становилась и альфа-волна. Ученые сделали вывод, что работу собственного мозга можно контролировать.
Обратная связь требует тренировки. А нельзя ли проще? Скоро будет можно, отвечают ученые. В первую очередь они рассчитывают на электроды «глубокого погружения», которые разрабатывают для лечения болезни Паркинсона - нервной дрожи. Электроды гасят вредные импульсы в пораженных участках мозга и направляют правильные. Но точно так же можно воздействовать и на здоровые области. И тем самым искусственно повышать их работоспособность.
Есть данные, что и одного легкого «электрошока» бывает достаточно для усиления разума. Надо лишь правильно попасть. Места ищут. Пока лишь на малоразумных крысах, но и те начинают лучше проходить лабиринты. Им же - крысам - пробуют вживлять и тонюсенькие электроды, с помощью которых сигналы мозга можно вывести наружу, обработать на компьютере и послать обратно в более совершенном виде.
--------
Смотрите подборку "Биологическая Обратная Связь единым усилием мозга..."

 1    2    3   оглавление   5    6  
 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум


Warning: Unknown: write failed: Disk quota exceeded (122) in Unknown on line 0

Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/home/icgroup/.system/tmp) in Unknown on line 0