п
с
и
х
о
ф
и
3
и
о
л
о
г
и
я

к
о
р
о
т
к
и
е

с
т
а
т
ь
и

 5

 

ИНТЕЛЛЕКТ...

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ 
galactic.org.ua 

 

ЧЕЛОВЕК 

 


Эмоции мешают принимать лучшие финансовые решения
29.07.2005.  obozrevatel.com
Эксперименты американских ученых продемонстрировали, что в инвестиционных играх люди с ослабленными эмоциями шли на риск, который в итоге приносил выгоду, так как они не чувствовали страха. Такие участники проявляли меньше эмоций по поводу понесенных убытков. Они завершали инвестиционную игру, имея на руках на 13% больше денег, чем другие игроки. Люди с неповрежденным мозгом во время игр проявляли большую осторожность и в итоге зарабатывали меньше денег  в сравнении с другими людьми.
Это исследование относится к междисциплинарной области под названием "нейроэкономика", которая получила бурное развитие. Нейроэкономика исследует роль биологических факторов при принятии экономических решений и находится на стыке неврологии, психологии и экономики. Вышеупомянутое исследование было проведено группой ученых из Carnegie Mellon University, Stanford Graduate School of Business и University of Iowa. Результаты исследования были опубликованы в прошлом месяце в журнале Psychological Science.
Пятнадцать участников исследования с повреждениями мозга были людьми с нормальным IQ, и участок их мозга, отвечающий за логику и познавательные способности, не имел повреждений, пишет The Wall Street Journal. Но у них были повреждения участка мозга, контролирующего эмоции и влияющего на способность выражать основные эмоции, такие как страх или волнение.
Среди 41 участника исследования были люди с повреждениями мозга, а также люди без каких-либо мозговых нарушений. Игрокам дали по 20 долларов и попросили их поиграть в простую игру на деньги. По условиям игры, нужно было 20 раз бросить монету. Если человек угадывал, на какую сторону упала монета, он получал 2,5 доллара. Если он не угадывал, то должен был отдать доллар. Игрок мог пропустить ход, и в таком случае доллар оставался у него.
Логика подсказывает, что лучшей тактикой было не пропускать ни одного хода, так как выигрыш был намного больше проигрыша, а риск проигрыша составлял 50 на 50. Игроки с повреждениями участков мозга, ответственных за эмоции, взяли себе на вооружение эту тактику, соответствующую логике, и в среднем использовали 84% ходов. Игроки без мозговых нарушений использовали лишь 58% ходов. В итоге, в конце игры у людей с нарушениями мозга было в среднем по 25,7 доллара, а у людей без мозговых нарушений – по 22,80 доллара.
Ученые пришли к выводу, что людям, не имеющим повреждений мозга, помешал страх. Эти люди знают, что логичнее использовать каждый ход, но, проиграв один раз, начинают реагировать на этот проигрыш и пропускать ход. Исследователи пришли к выводу, что страх может заставлять принимать нелогичные решения.

Умственные способности нарушаются радиацией
09.2005. Vertigo.ru
Рождение новых нейронов в головном мозге, как теперь становится ясно, необходимое условие для поддержания нормальной способности к мышлению.
Как теперь предполагается, мыслительные способности снижаются после облучения головного мозга радиацией, из-за нарушения процессов образования новых нейронов.
Монье и его сотрудники показали, что нейрогенез в некоторых областях головного мозга, может быть нарушен не только радиацией, но и обычным воспалительным процессом. Возможно, как раз, так и действует радиация: после облучения развивается воспалительный пресс, а уже он приводит к нарушению нейрогенеза.
Авторы предполагают, что применение стероидных противовоспалительных средств может восстановить образование новых нейронов и умственные способности.

Обучение и активность мозга
27.10.2005.  www.istc.ru
Для высокой скорости запоминания новой информации нужен оптимальный уровень активации мозга. Слишком высокая и слишком низкая активация - не способствуют обучению, как показали в эксперименте исследователи из Института когнитивной нейрологии Современной гуманитарной академии.
Студентам предъявляли список из 20 пар слов: слово на незнакомом языке и его русский эквивалент. По результатам тестирования исследователи вычисляли показатель, который они назвали "темпом усвоения знаний" - количество правильно запомненных пар слов в единицу времени (академический час).
У всех испытуемых в процессе запоминания слов наблюдалось одно и то же явление - альфа-ритм, основной ЭЭГ-ритм спокойного бодрствования, подавлялся. Физиологи называют это депрессией альфа-ритма. Оказалось, что степень депрессии альфа-ритма соотносится со скоростью запоминания. У студентов, которые быстро запоминали иностранные слова, он составлял 35-45%. У студентов со средней скоростью запоминания коэффициент депрессии альфа-ритма был либо больше, либо меньше. Наконец, у тех, кто запоминал слова медленно, коэффициент депрессии альфа-ритма принимал крайние значения.
Это значит, что наиболее высокой скорости запоминания соответствует средний, оптимальный уровень активации мозга. Как слишком низкий, так и слишком высокий уровень активации - и то, и другое, снижает скорость запоминания. Везде нужен оптимум.

Мозг, запоминающий и вспоминающий, работает быстрее.
17.11.2005.  www.istc.ru
Во время заучивания иностранных слов и во время проверки выученного в электрической активности мозга начинают преобладать быстрые частоты, а выраженность альфа-ритма уменьшается. В то же время, различные области коры мозга начинают работать синхронно.
В исследовании, проведенном физиологами Института мозга человека РАН в Санкт-Петербурге и Института когнитивной нейрологии Современной гуманитарной академии в Москве, приняли участие 57 испытуемых - студентов СГА от 17 до 20 лет. Им надо было заучить семь пар слов - на русском и ранее им не знакомом латинском, языках. Через 1,5 минуты испытуемых тестировали - показывали русские слова, а им надо было вспомнить латинский эквивалент. При этом экспериментаторы регистрировали энцефалограмму студентов. Оказалось, что как при запоминании, так и при вспоминании слов, мощность альфа-диапазона снижается на большей части поверхности коры. Так и должно быть -- этот ритм наиболее четко выражен у человека при спокойном бодрствовании. С быстрыми ритмами мозга наблюдается обратная картина.
В тех же самых условиях ученые анализировали и другой показатель ЭЭГ - пространственную синхронизацию, показывающую, насколько разные области коры мозга работают синхронно в покое и при умственной нагрузке. Основной результат таков -- при решении задачи разные области коры начинают работать согласованно, а весь мозг - как единое целое. А наиболее выражен этот процесс опять-таки при извлечении информации из памяти.
Остается, правда, вопрос, на который они пока не могут ответить однозначно. Насколько наблюдаемые явления - повышение мощности быстрых частот и пространственная синхронизация - действительно связаны с механизмами памяти, а насколько они просто отражают переход мозга в более активное состояние? Ответ - за будущими исследованиями

Чтобы стать умнее, нужно есть клюкву
25.11.2005. Правда.ру
Научный журнал Psychology Today опубликовал статью, посвященную пищевым продуктам, которые способствуют увеличению умственных способностей. Исследователи считают, что умнее всего люди становятся от клюквы. В ней содержится больше всего антиоксидантов, которые вступают во взаимодействие со свободными радикалами кислорода. Эти радикалы делают гормон холестерол вредным для сердца и сосудов, а также отвечают за ухудшение памяти и работы опорно-двигательного аппарата с возрастом. Исследования на крысах показали, что диета, основным компонентом которой является клюква, приводит к улучшению памяти, а также к более сбалансированной работе опорно-двигательного аппарата в пожилом возрасте.
Второе место после клюквы занимает черника. Эта ягода обладает всеми теми же свойствами, что и клюква, только антиоксидантов в ней немного меньше. Но зато в ней содержатся вещества, улучшающие зрение.
Третье место поделили между собой крупнолистная свекла и капуста. Вещества, содержащиеся в этих овощах, разрушают ферменты, которые в большом количестве приводит к развитию болезни Альцгеймера и снижению когнитивной функции.
Вслед за овощами идет жирная рыба. Такие сорта рыбы, как лосось, сардины и сельдь содержат жирные кислоты, которые также расщепляют вредные ферменты. Исследования показали, что, если хотя бы раз в неделю употреблять в пищу один из сортов жирной рыбы, то можно в значительной степени снизить вероятность заболевания болезнью Альцгеймера.
Почетное пятое место в рейтинге «умной» еды занимает шпинат. Ученые установили, что шпинат замедляет появление проблем в нервной системе, вызванных старением, а также препятствует возникновению нарушений познавательных способностей.

Определены гены эффективной работы мозга
06.12.2005.  Медновости
Ученые из Центра неврологических исследований Эдинбургского Университета (Centre for Neuroscience Research at the University of Edinburgh) в Шотландии открыли гены, отвечающие за ясность ума у пожилых, а также влияющие на развитие мозга у плода. Первые результаты исследования были доложены доктором Гилесом Хардингом (Giles Hardingham) на ежегодном собрании неврологического общества в Вашингтоне (США).
Шотландским исследователям удалось объяснить, почему старики, заставляющие свой мозг регулярно и активно работать, например, ежедневно разгадывающие кроссворд, дольше сохраняют ясность ума. В основе этого явления лежат гены "долговечности" мозга. Эти гены находятся в бездействии, если нейроны мозга не используются в полном объеме, и начинают работать в случае регулярной мозговой активности.
Те же самые гены играют важную роль во внутриутробном развитии мозга плода. "Выключение" этих генов в мозге еще нерожденных младенцев происходит при употреблении алкоголя или некоторых лекарственных препаратов будущей мамой.
Неврологи из Шотландии продолжают исследования генов "долголетия" мозга, однако уже сейчас результаты их исследования подтверждает независимая работа ученых Института мозга человека РАН. Они выяснили, что определенные отличия в энцефалограмме мозга являются четкими индикаторами того, что в старости человек может столкнуться с проблемами умственного развития. Таким пациентам врачи помогут скорректировать образ жизни, умственные и физические нагрузки, чтобы в старости они сохраняли ясность ума.

Улучшить память за две недели? А почему бы нет
22.12.2005.  Правда.Ру по материалам WebMD
Память можно улучшить за две недели. К такому выводу пришли американские ученые медицинской школы UCLA. Результаты своих исследований они обнародовали на ежегодном собрании Американского колледжа нейропсихофармакологии.
В исследовании, которое продолжалось две недели,  приняли участие 17 здоровых взрослых людей в возрасте от 37 до 70 лет. Все они нормально справились с тестами на память. Их разделили на две группы. Одной группе было предложено пройти специальную программу по улучшению памяти, а люди, попавшие в другую группу, продолжали вести привычный для них образ жизни.
Программа по улучшению памяти, автором которой стал профессор психиатрии Гэри Смолл, была составлена таким образом, чтобы каждый мог пройти ее самостоятельно в домашних условиях. Вот четыре ключевых элемента программы:
1.Здоровая диета
2.Несложные физические упражнения (например, активная ходьба)
3.Упражнения на релаксацию
4.Упражнения, тренирующие память

Перед началом эксперимента и после его окончания ученые измерили показатели умственной деятельности при помощи процедуры магнитно-резонансной томографии в обеих группах. После двух недель у членов группы, которой было предложено пройти программу по улучшению памяти, наблюдалось повышение активности на 5% в областях коры головного мозга, отвечающих за память.
«Здоровый образ жизни может привести к значительному улучшению работы мозга уже через две недели», - говорит Гэри Смолл.
Теперь немного подробнее о здоровой диете, поскольку именно с нее надо начинать, и именно она является основным элементов программы по улучшению памяти. Прежде всего, в свой рацион надо включить как можно больше жирных кислот, которые обычно содержатся в сортах жирной рыбы (таких как лосось и сельдь), грецких орехах и льняном масле.
Нельзя также забывать и об углеводах. Употребляйте в пищу как можно больше целых злаков и овощей. Переработанные злаки в виде хлеба и других кондитерских изделий в данном случае не подходят. Также надо увеличить в своем рационе количество антиоксидантов, которые чаще всего встречаются в растительной пище, особенно в ягодах черники и клюквы.

Умственные способности зависят от массы мозга
23.12.2005.  Медновости
Интеллектуальные способности зависят от массы мозга, причем, чем больше масса, тем человек умнее, установили ученые из Университета МакМастера (Канада).
В исследовании нейрофизиологов под руководством Сандры Вительсон (Sandra Witelson) приняли участие сто добровольцев, страдающих неизлечимыми заболеваниями, но сохранивших ясность ума. Врачи заручились предварительным согласием пациентов на посмертное вскрытие и манипуляции с органами. При жизни всем участникам провели тестирование интеллектуальных способностей. После смерти каждого участника ученые извлекали и взвешивали головной мозг.
Выяснилось, что вербальные способности женщин напрямую зависят от массы мозга. Женщины с более "тяжелым" мозгом имели более высокий IQ по результатам проведенных тестов. У мужчин такая же зависимость наблюдалась только среди праворуких субъектов.
Способность ориентироваться в пространстве также коррелировала с массой мозга у женщин, однако эта зависимость была менее выраженной. Что касается мужчин, то у них не было обнаружено никакой взаимосвязи между этими показателями.
Ученые также установили, что в возрасте от 25 до 80 лет мозг мужчин уменьшается в размере, у женщин же этот размер остается неизменным. Причины, лежащие в основе этого явления, доподлинно не известны.
В будущем ученые плануют определить, какую роль играют врожденные и приобретенные факторы в формировании мозга и развитии интеллектуальных способностей.

Умственные способности, исследования интеллектаЗнание геометрии - врожденное качество человеческого мозга
20.01.2006.  Освітній портал
Станислас Дехане (Stanislas Dehaene), Париж, Франция, и его коллеги протестировали 14 детей и 30 взрослых представителей амазонского племени охотников-собирателей Мундуруку (у которого отсутствует письменный язык и представители которого никогда не видели учебника по математике) и сравнили результаты с тестами взрослых и детей из США, сообщает агентство Reuters.
"Дети и взрослые Мундуку умеют пользоваться основными геометрическими понятиями, такими как точки, линии, параллелизм, прямоугольники, чтобы определить содержание простых рисунков, также они используют понятия расстояния, угла для составления геометрических карт...", - пишут ученые.
Геометрия - древняя область знаний, которая могла возникнуть из врожденных способностей человека, утверждает Дехане. "Спонтанное понимание геометрических концепций и карт этим отсталым человеческим обществом является доказательством того, что основы геометрии, как и основы арифметики, - универсальная составная часть человеческого мозга", - решили ученые.

Яблочный сок защищает клетки головного мозга от повреждений
24.01.2006.  Медновости
Исследователи из Университета Массачусетса (город Лоуэлл, штат Массачусетс, США) провели серию экспериментов над здоровыми мышами разных возрастов. В течение определенного времени несколько групп животных получали пищу, содержащую нормальное количество питательных веществ, либо пищу с обедненным составом. В воду, которую получали некоторые мыши, страдавшие от недостатка питательных веществ, был добавлен концентрат яблочного сока.
Ученые оценивали сообразительность грызунов, помещая их в стандартный лабиринт и измеряя время, которое им потребовалось, чтобы выбраться из него. Мыши разных возрастов, получавшие нормальное питание, выбирались из лабиринта с одинаковой скоростью. Те же способности продемонстрировали и молодые животные, получавшие обедненные корма. Стареющие мыши, страдающие от недостатка питательных веществ, тратили значительно больше времени на то, чтобы найти выход из лабиринта. Однако животные того же возраста, получавшие яблочный сок, справлялись с заданием даже лучше, чем мыши, получавшие нормальное питание.
Анализ тканей головного мозга грызунов показал, что нервные клетки пожилых мышей, получавших яблочный сок, находились в лучшем состоянии, чем клетки их собратьев, получавших обычный корм.
По мнению ученых, добавление яблочного сока в диету пожилых мышей полностью защищало их от оксидативного стресса клеток головного мозга, вызванного недостаточным питанием. Сообразительность мыши резко возрастала с увеличением количества получаемого ей яблочного сока.

Аутичные люди гораздо более умны, чем считалось ранее
20.02.2006.  Освітній портал
Люди, страдающие аутизмом, гораздо более умны, чем считалось ранее, утверждают ученые.
"Текущие данные показывают, что 75% аутичных людей умственно отсталые", - говорит канадский исследователь доктор Лоурент Моттрон (Laurent Mottron).
Но доктор Моттрон считает, что для исследования интеллекта аутичных детей используются не те тесты. Многие из них тестируются при помощи обычного IQ-теста, включающего вопросы по школьной программе, сообщает агентство Reuters.
Другой тест (Raven's Progressive Matrices test) измеряет абстрактное мышление, что позволяет аутичным детям получить более высокие результаты.
Повышение результатов теста на 30 баллов достаточно для того, чтоб человека, ранее считавшегося умственно отсталым, отнесли к нормальным, а нормального - к одаренным.
Аутизм - термин, используемый для описания целого ряда симптомов: от неумения правильно пользоваться речью до нервных состояний.
Ученый уверен, что аутичные люди лишены "теории разума", что не позволяет им сопереживать другим. Аутисты не способны переживать эмпатию.
Эмпатия (от греч. empatheia - сопереживание) - способность человека к параллельному переживанию тех эмоций, которые возникают у другого человека в процессе общения с ним.

Интеллект вундеркиндов

На схеме показана скорость изменения толщины коры в правой верхней и средней лобных извилинах (где различия в динамике изменений наиболее выражены). Положительные значения соответствуют утолщению коры, отрицательные — утончению. Точка пересечения кривой с осью Х соответствует моменту, когда толщина коры максимальна.
———————————
Различия по толщине разных участков коры между «очень умными» и «средними» индивидуумами в зависимости от возраста (возраст обозначен цифрами рядом со схематическими изображениями правого полушария). Фиолетовые и синие тона показывают участки, в которых у «средних» детей кора толще, чем у «очень умных»; красные, желтые и зеленые — участки, где более толстая кора характерна для «самых умных». Видно, что в раннем возрасте у «средних» детей во многих участках кора толще, затем начиная с 10-11 лет более толстая кора характерна для «очень умных» (особенно в лобных долях), эти различия достигают максимума к 13 годам и затем постепенно сходят на нет.

Интеллект вундеркиндов

Интеллект вундеркиндов зависит от динамики развития мозга
27.03.2006.  Основной источник: P. Shaw, D. Greenstein, J. Lerch, L. Clasen, R. Lenroot, N. Gogtay, A. Evans, J. Rapoport, J. Giedd. Intellectual ability and cortical development in children and adolescents // Nature. 2006. V. 440. P. 676-679.

Процесс формирования одного из самых сложных человеческих органов происходит так: в раннем детстве кора головного мозга, отвечающая за ряд важных функций, в частности за память, утолщается, а затем снова начинает утончаться.
Группа ученых под руководством доктора Филипа Шоу (Philip Shaw) из Национального института психического здоровья США открыла, что у детей с повышенным интеллектом кора головного мозга достигает самой большой толщины на несколько лет позже, чем у остальных детей. Соответственно, и тоньше она становится с опозданием.
Еще авторы открытия подчеркивают, что у «очень умных» детей кора больших полушарий развивается наиболее динамично (см. рис.): сначала толщина коры быстро растет, затем (начиная с 12 лет) довольно быстро снижается. Максимальная толщина коры наблюдается в одиннадцатилетнем возрасте. У «очень умных» сначала толщина коры быстро растет, затем (начиная с 12 лет) довольно быстро снижается. Максимальная толщина коры наблюдается в одиннадцатилетнем возрасте.
У «просто умных» и увеличение, и последующее уменьшение толщины коры происходят менее интенсивно, а максимум достигается в 8,5 лет.
У «средних» наблюдалось лишь медленное уменьшение толщины коры.
К 19 годам все различия нивелировались, и кора мозга у представителей каждой группы выглядела одинаково.
Исследования проводились при помощи магнитно-резонансной томографии. Ученые измерили толщину коры у 307 детей и подростков (от 5 до 16 лет), сопоставив полученные данные с результатами тестов на интеллект (IQ).
По итогам тестирования детей разделили на три группы: 1) «очень умные» (IQ = 121–149), 2) «просто умные» (IQ = 109–120), 3) «средние» (IQ = 83–108).
Исследование основывалось на имеющихся данных о том, что из умных детей обычно вырастают умные взрослые, и наоборот (эта корреляция была установлена ранее рядом исследователей). Конечно, можно проследить изменение толщины коры у одного и того же ребенка в течение его взросления, но на это требуется немало лет. В данном случае величина IQ, измеренная у ребенка, рассматривалась просто как константа, которая не будет меняться с возрастом. На этой основе принималось, что расположенные в ряд замеры толщины коры у разновозрастных детей с одинаковым IQ показывают, как меняется этот показатель с возрастом у людей с данным интеллектуальным уровнем.
Исследование показало, что соотношение между толщиной коры головного мозга и IQ соответствует определенной динамике развития коры головного мозга в тех ее областях, которые контролируют функции высокого уровня. Повышенная динамика развития мозга особенно заметна в предлобной зоне, отвечающей за абстрактное мышление, планирование действий и другие «управленческие» функции.
Авторы заключают, что интеллектуальный уровень, по-видимому, связан не с «количеством серого вещества» в тех или иных отделах коры, а с тем, как развивается мозг в детстве и юности. «Одаренные дети умнее не потому, что у них больше или меньше серого вещества, — говорит соавтор исследования доктор Джудит Рапопорт (Judith Rapoport). — Скорее всего, показатель IQ связан с динамикой созревания коры головного мозга».
Результаты исследования позволяют предположить, что более продолжительный по времени процесс утолщения предлобных участков коры у детей с более высоким IQ свидетельствует о более «растянутом» периоде развития когнитивных способностей.
«На самом деле эта задержка может предполагать высокие умственные способности, подразумевая, что ребенок может обрабатывать более сложные операции, в то время как кора мозга продолжает формироваться», - отмечает  доктор Джудит Рапопорт.
Пока неизвестно, какие именно процессы происходят в коре мозга, когда он утолщается или утончается. Исследователи предполагают, что этот процесс как-то связан с формированием и устранением связей между клетками головного мозга. Но профессор Шоу признает: «Мы слишком мало знаем о том, что происходит на клеточном уровне».
Он говорит, что сейчас невозможно сказать, каким образом изменения связаны с уровнем интеллекта. Результаты исследования не являются "точными рецептами того, как изменить интеллект". Они совершенно не исключают, что на уровень интеллекта ребенка влияет генетический фактор или, к примеру, состояния окружающей среды.
В настоящее время ученые ведут исследования в области поиска генов, которые могут отвечать за выявленные закономерности развития мозга.

Россия на 17-м месте по интеллекту в Европе
27.03.2006.  ИТАР-ТАСС
Профессор Ольстерского университета Ричард Линн, на протяжении нескольких десятилетий изучавший тысячи тестов на коэффициент интеллекта, сделал выводы о том, как обстоит дело с IQ у жителей 23 европейских стран. Самыми умными европейцами, если верить Линну, оказались жители Германии и Нидерландов. В среднем коэффициент умственного развития у немцев и голландцев оценивается в 107 баллов. За ними идут поляки, набравшие 106 баллов, потом шведы — 104 балла.
По мнению автора исследования, обычно более высокий коэффициент имеют жители севера Европы. Потому что им в отличие от жителей южных стран в течение многих веков приходилось выживать в более сложных условиях, что и способствовало развитию умственных способностей. Также сыграло свою роль такое обстоятельство, как потребление мяса на севере в большем объеме, нежели на юге. Выводы профессора Линна явно не бесспорны. Он уже успел вызвать продолжительную дискуссию своими выводами о том, что коэффициент умственного развития у мужчин выше примерно на пять баллов, чем у женщин.
Впрочем, в пристрастности к соотечественникам профессора обвинить трудно. Жители Соединенного Королевства попали лишь на 10-е место со своими 100 баллами. Зато они могут радоваться, что сумели обойти по уму своих исторических соперников — французов. Те набрали 94 балла. Статью на эту тему в The Times так и озаглавили: “Немцы — самые мозговитые (но зато мы умнее французов)”. Обошли жителей Франции и россияне — наша страна попала на 17-е место со средним показателем в 96 баллов. Список замыкают — наряду с Францией — Греция, Болгария, Румыния, Турция и Сербия (89 баллов).
Кстати, считается, что нормальный коэффициент умственного развития колеблется между 85 и 115 баллами.

 1    2    3    4   оглавление   6 
 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум