п
с
и
х
о
ф
и
3
и
о
л
о
г
и
я

к
о
р
о
т
к
и
е

с
т
а
т
ь
и

 2

 

ИНТЕЛЛЕКТ...

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ 
galactic.org.ua 

 

ЧЕЛОВЕК 

 


Японские врачи нашли способ увеличить скорость мысли, реакции и работы нервной системы в целом.
06.08.2001. | www.nature.ru
Нейрофизиологам из Нагойского университета удалось проследить механизм формирования нервной клетки, точнее - той ее части, которая отвечает за передачу информации органам и, сцепляясь с другими клетками, образует нервные волокна, сообщает ИТАР-ТАСС. Речь идет об аксоне - длинном отростке нейрона, которому и принадлежат перечисленные функции.
Сигнал извне поступает в клетку через дендриты - многочисленные короткие отростки, а ответными действиями мозг командует с помощью этих самых аксонов, коих в одном нейроне не больше одного.
В экспериментах над крысами ученые заметили, что за формирование аксона отвечает ген CRMP2, имеющийся также у людей.
Исследователи сумели повысить интенсивность его работы, и у клетки вместо одного аксона стало появляться множество длинных отростков.
Японцы утверждают, что результаты опытов приближают время, когда человек сможет соображать быстрее суперкомпьютеров, а в более близкой перспективе - открывают путь к лечению многих неисцелимых недугов центральной нервной системы.

Интеллект не ограничивается краснорчием
27.02.2002    Р.Р.Кагиров, nature.ru
Новая картина интеллекта выдвигает на первый план упущенную из виду роль визуально-пространственных способностей. Недавнее исследование предоставляет больше свидетельств того, что рамки интеллекта шире вербальных навыков.
Когда мы говорим, что люди "хорошо ориентируются" мы в действительности подразумеваем, что они остроумны. Теперь у психологов есть свидетельство того, что сильные визуально-пространственные (ВП) навыки и рабочая память (РП) могут быть, по меньшей мере, столь же хороши как вербальные навыки и РП, в качестве индикаторов интеллекта в целом. Новое исследование коррелирует ВП способности, менее широко изучаемые в исследованиях интеллекта, нежели вербальные способности, с мозговой "исполнительной функцией", центральной управляющей и познавательной установкой, которая может быть сердцевиной остроумия.
Команда из пяти психологов в разных концах Соединенных Штатов исследовала как 167 участников выполняли промежуточные ВП задачи на кратковременную память и РП, задачи исполнительного функционирования, и серию "бумажно-карандашных" тестов на пространственные способности, которые определяются 3-мя коррелирующими, но различными факторами (пространственная визуализация, пространственные отношения, и скорость восприятия). Была определена взаимосвязь
- пространственных способностей (умение решать ВП проблемы),
- визуально-пространственной РП (способность временно сохранять соответствующую ВП информацию),
- исполнительного функционирования (контролирующие или регулирующие функции мозга).
В результате сформировалась вполне ясная картина: Участники, хорошо проявившие себя в сложных ВП задачах (в которых содержались визуально кодированные элементы), на удержание образов и управление ими, т.е. обладатели более эффективных "внутренних черновиков" (полезных во всем, от перестановок мебели до размещения грузов в багажнике автомобиля) также лучше выполняли задачи на исполнительные функции. Такие исполнительские функции, несколько аналогичные функциям исполнительных сотрудников в компаниях, включают координирование множественных задач, постановку и управление различными целями и подцелями, при этом избегая тенденций импульсивных откликов и не допуская автоматических, но неправильных ответов.
Поскольку психологи приходят к тому, что исполнительное функционирование (поддерживаемое лобными долями мозга и принципиально важное в регулировании и управлении поведением) стоит рассматривать как сердцевину концепции интеллекта, результаты объединяют ВП способности с интеллектом в целом.
Доктор Акир Майаки, Университет Колорадо в Болдере, совместно с коллегами рассматривал также насколько визуально-пространственная рабочая память и исполнительная функция, коррелируют с тремя основными пространственными способностями. Исполнительная способность сильнее всего коррелировала с пространственной визуализацией, где требовались сложные многошаговые визуально-пространственные рассуждения, и меньше всего коррелировала со скоростью перцепции, требующей быстрого визуального сопоставления простых форм. (Третьей протестированной способностью были пространственные отношения, которые требовали быстрого мысленного вращения простой фигуры.)
То есть, у более успешных "визуализаторов", способных решать сложные ВП проблемы точно и быстро, превалирует исполнительная функция. Это имеет смысл, говорят исследователи, потому что тесты на пространственную визуализацию сложнее, чем тесты на скорость восприятия и вследствие этого вовлекают интеллектуального "исполнителя" более полно, демонстрируя тесную связь между ними.
Авторы полагают, что вполне очевидна значимость полученных выводов - от измерения соответствующих характеристик до обучения и тренировок, с перспективой того, что интеллект ВП-ориентированных людей не будет недооценен. Считалось, что эти люди сильны в ограниченных (практических, механических и технических) областях. Как высказался ведущий автор статьи А. Майаки, "В традиционных тестах на уровень интеллекта (IQ) содержится больше словесно-ориентированных элементов, чем визуально-пространственных. Понимание природы ВП способностей и их связи с интеллектом в целом или с универсальными исполнительными функциями должно внести большой вклад в создание более адекватных и всесторонних тестов на уровень интеллекта".
Исследование также добавляет весомости распространяющемуся мнению, что в интеллекте имеется наряду с множественными дискретными компонентами, такими, например, как независимые вербальные и визуально-пространственные области, еще и главенствующий аспект, которым, как верят ученые, может быть "исполнительная функция," задействуемая тогда, когда выполняются более сложные или незнакомые задачи. Исполнительная функция может также координировать и моделировать различные процессы областей низшего уровня.

Вся наша жизнь игра
18.03.2002  Ananova
Как известно, пятнадцатилетний мальчик в среднем тратит в неделю менее двух часов на чтение книг, по сравнению с 11 часами в неделю, потраченными на телевизор и девятью часами - на компьютерные игры. Впрочем, недавно психологи убедились, что, вопреки бытующему мнению, эти игры способствуют развитию интеллекта. Понаблюдав за 700 детьми 7-16 лет, исследователи обнаружили и то, что "игрушки" приносят большую образовательную пользу. В частности, у маленькие игроки преуспевают в области математики, чтения и правописания. Не исключено, что в ближайшее время в США компьютерные игры добавят в учебный план.
Психологи представили список самых полезных "игрушек". Среди них - SimCity, с помощью которой дети строят виртуальные города и даже создают общества. Столь же высоко оценена Championship Manager, позволяющей ребенку в одиночку управлять целой футбольной командой. Она учит детей пользованию базами данных, с которыми нужно консультироваться для предсказания действий футболистов.
А характерные для компьютерных фанатов проблемы общения, как выяснилось, решаются очень просто: ребятам нужно просто предложить играть в парах или маленьких группах.

Свинский интеллект
Исследователи из Великобритании под руководством С. Картера создали специальную видеоигру, в которой свинья может управлять, упираясь своим пятачком в джойстик. В ходе игры она должна выполнять особые задания - их около 60. Они постепенно усложняются. Ученым хотелось узнать, до какого предела животное может реагировать на меняющуюся на экране картину и сможет ли оно сообразить, какое именно решение следует принять по ходу дела. Обнаружилось, что некоторые хрюшки настолько увлекались игрой, что начинали решать все более сложные задачи без всякой награды, даже не отрываясь от своего задания, чтобы подойти к лоточку, в который экспериментаторы сбрасывали лакомство для поощрения. Эксперименты продолжаются на других животных, однако ученые выражают твердую уверенность в том, что воображение, абстрактное мышление и прочие зачатки интеллекта у свиньи развиты куда больше, чем у большинства братьев наших меньших

У животных и у человека способность к элементарному счету заложена изначально
10.09.2002. Solvay-Pharma
Американские исследователи обнаружили в мозгу обезьян специализированные нейроны, ответственные за распознавание простейших численных различий.
Нейрофизиологи из Массачусетского Технологического института показывали обезьянам картинки, на которых было изображено от одного до пяти предметов различного размера. Во время этих сеансов у подопытных животных делали записи электрической активности префронтальной коры головного мозга, в которой находятся центры обработки зрительной информации. Оказалось, что каждое конкретное число изображений приводит в возбуждение одни и те же нервные клетки. Нейроны, которые активировались при демонстрации картинки с одним объектом, не замечали картинок с двумя, тремя, четырьмя или пятью объектами, которые, в свою очередь, воспринимались другими группами нейронов. Выяснилось также, что все такие нервные клетки реагируют лишь на количество изображений, но не на их форму, взаимное расположение и величину. Результаты этого эксперимента позволяют предположить, что у животных и у человека способность к элементарному счету заложена изначально в анатомических структурах головного мозга.

Дважды два - четыре?
19.09.2003  КОМПЬЮТЕРРАСКОРОСТЬ МЫСЛИ
   Психофизиологами уже давно было отмечено, что при визуальном подсчёте предметов человек использует две принципиально различные стратегии. Одной из них мы пользуемся, когда в поле зрения находится группа объектов в количестве до четырёх. Полагаю, что большинство читателей и сами могут убедиться в сказанном на личном опыте. Так, например, если перед нами на столе лежит 2 монеты (яблока или чего-нибудь ещё), то, взглянув на них, мы уже "знаем" (правильнее, вероятно, это можно назвать даже "видим"), что их именно 2, и нет надобности специально считать их "про себя". То же относится и к трём. При подсчёте по такой схеме результат появляется практически одномоментно, словно картинка. Исследователи полагают, что данный механизм является врождённым, и человек исходно имеет понятие "двух" и "трёх". Судя по всему, данный механизм встречается также в природе - у некоторых млекопитающий, птиц и даже насекомых.
   С другой стороны, как только число объектов, которые необходимо сосчитать, "переваливает" за три, в мозгу активизируется совершенно иной механизм, причём время, затрачиваемое при такой форме счёта, всегда пропорционально количеству подсчитываемых объектов. Навыки этого способа счёта приобретаются нами в процессе обучения.
   Впервые идея относительно того, что мозг использует два отличных механизма счёта, была предложена достаточно давно - ещё в 50-х годах XX века. Однако в большинстве случаев она рассматривалась лишь в общем виде и в контексте теории о различной специализации правого и левого полушарий головного мозга.
   Практическое подтверждение гипотезы о двух стратегиях счёта было получено недавно в обширном эксперименте, проведённом в Великобритании на научной выставке Бристольского музея. Суть эксперимента, спланированного исследователями Университетского колледжа Лондона во главе с проф. Брайаном Баттерворфом (Brian Butterworth), заключалась в следующем. На выставке помимо просмотра различных научных экспозиций посетителям предлагалось пройти простенький тест на счёт: на сенсорном дисплее появлялось определённое количество точек - от 1 до 10, и испытываемому предлагалось их подсчитать и отметить результат, нажав на соответствующую цифру на экране. При этом фиксировалось время, которое уходило на выполнение задания. За время работы выставки тест прошло около 18 000 человек обоих полов самого различного возраста - от 5 до 65 лет.
   Обработка полученных результатов показала весьма любопытные результаты. Для начала, оказалось, что когда испытуемым демонстрировалось от 1 до 4 точек, показатели представительниц прекрасного пола были достоверно несколько лучшими, чем у мужчин. Разница в результатах мужчин и женщин составляла около 0,05 секунд. В среднем, на распознавание такого количества точек требуется примерно полсекунды. При подсчёте более чем 4 точек результаты противоположных полов не имели достоверных отличий.
   Также эксперимент показал, что при подсчёте точек в количестве свыше 5 результаты участников были несколько (на 6 %) лучше, когда изображение появлялось в левой части экрана, иначе говоря, обрабатывалось преимущественно правым полушарием. Данный момент является ещё одним подтверждением того, что полушария мозга функционально различны - правое, как предполагается, производит "невербальное" оценивание количества объектов, тогда как левое связывает количество с соответствующим словом (например, количество "5" с его словом-названием "пять"), а также осуществляет арифметические операции.
   Разница между показателями мужчин и женщин, обнаруженная в эксперименте, свидетельствует о том, полагает Баттерворф, что в основе распознавания малых чисел лежат определённые нервные механизмы, обусловленные генетически.
   Данное предположение позволяет объяснить более высокую успешность девочек в математике в младших классах, а также более широкое распространение среди мальчиков т.н. дискалькулии. Дискалькулия - врождённая патология, которая заключается в неспособности осуществлять арифметические действия (даже очень простые, вроде 2+3=5). По данным Баттерворфа, количество детей с этим нарушением может составлять до 5 %. Исследователь полагает, что технология, использованная в эксперименте, может быть использована для ранней диагностики таких дефектов. До последнего времени детей, страдающих дискалькулией, автоматически причисляли к "тупым", не зная истинной причины их проблем с арифметикой.

Думает ли наш мозг?
2003 | anomalia.narod.ru
Выражение «мысли витают в воздухе» мы привыкли считать метафорой. Но в последнее время стали появляться сообщения, что мысль действительно способна существовать вне нашего тела. Возможно, это и есть та самая бессмертная и думающая душа? Посмотрим, что по этому поводу говорит наука.
Согласно широко распространенному представлению, мозг - и есть по сути хомо сапиенс. Он воспринимает информацию из окружающего мира, перерабатывает ее и решает, как действовать в каждом конкретном случае. А тело - не более чем скафандр, обеспечивающий центральную нервную систему.
Однако есть ученые, считающие, что наш мозг мыслить не способен, так как психический процесс вынесен за его пределы. В этом, например, был убежден крупнейший ученый-хирург, доктор медицинских наук, профессор, лауреат Сталинской премии I степени и одновременно архиепископ Симферопольский и Крымский Лука (В.Ф.Войно-Ясенецкий, канонизирован в 1996 году). Свои мысли по данному вопросу Валентин Феликсович изложил в работе, не предназначенной для печати, «О духе, душе и теле». Он надиктовал ее своей секретарше, так как к тому времени уже полностью потерял зрение. Женщина сняла с рукописи несколько копий, и одна из них попала в рукописный отдел библиотеки Музея истории религии и атеизма в Ленинграде. Но широкая общественность познакомилась с работой В.Ф.Войно-Ясенецкого только спустя почти двадцать лет после его смерти. Умер он 11 июня 1961 года. В нарушение всех норм авторского права она была издана за рубежом. В 1978 году в Брюсселе на прилавках магазинов появилась книга под названием «Дух, душа, тело», автором которой был архиепископ Лука.
В этой книге Валентин Феликсович утверждает, что «мозг не орган мысли, чувств, сознания, мысли, чувства к действительности жизни», что «Дух выступает за пределы мозга, определяя его деятельность, и все наше бытие», когда мозга работает как коммутатор, принимая сигналы и передавая их к абонентам».
К слову, однажды, как свидетельствует молва, отец всех народов Иосиф Виссарионович Сталин вызвал к себе В.Ф.Войно-Ясенецкого и с издевкой спросил:
- Неужели знаменитый врач верит в существование души?
- Верю, - ответил хирург.
Диктатор вновь язвительно «уколол» собеседника: - Вы нашли ее в теле человека во время многочисленных операций?
- Нет, - заметил ученый.
- Так как же можно верить, что душа существует?
- Иосиф Виссарионович, а можно задать вам встречный вопрос? - спросил архиепископ Лука?
- Конечно.
- Верите ли вы, что у человека есть совесть?
Сталин некоторое время молчал, а затем изрек: - Верю.
- Скажу с предельной откровенностью, в телах оперируемых больных я совести тоже не обнаружил.

Подобную точку зрения, что и архиепископ Лука, высказал позже выдающийся австралийский нейрофизиолог, исследовавший ионные механизмы возбуждения и торможения в мембранах нейронов, лауреат Нобелевской премии Эклс Джон Кэрью. По его мнению, существует дух, «витающий» вне мозгового субстрата и управляющий деятельностью мозга человек. На XVI Всемирном философском конгрессе, который проходил в 1978 году в Дюссельдорфе и собрал более полутора тысяч ученых из шестидесяти стран мира, чтобы обсудить взаимосвязь философии с мировоззренческими вопросами современной науки, он выступил с докладом. В своем выступлении он развил идеи своего кумира английского невролога Чарльза Скотта Шеррингтона о том, что механизмы деятельности мозга приводит в действие некий «психический принцип», который находится вне человека. Любопытно, что такое заключение Шеррингтона старейшина мировой физиологии академик Иван Петрович Павлов назвал «чрезвычайно странным». Он поражался, как «невролог, всю жизнь проевший зубы на этом деле... не уверен, имеет ли мозг какое-нибудь отношение к уму?» Ивана Петровича особо удивило сомнение английского ученого в необходимости познать тайна мозга и страх, что проникновение в них может привести к гибели хомо сапиенса.

По глубокому убеждению Эклса, сознание есть абстракция, которая не может быть предметом научного исследования. Появление его, так же как и возникновение жизни, является высшей религиозной тайной. В своем докладе нобелевский лауреат опирался на написанную совместно с американским философом-социологом Карлом Поппером книгу «Личность и мозг».

Возникает вопрос, имеются ли какие-либо доказательства того, что тело человека, лишенное головного мозга, действовало разумно, управляемое Душой? Оказывается, они есть!
В 1940 году доктор Августин Итуррича сделал сенсационное заявление в Антропологическом обществе в Сукре (Боливия). Он и доктор Ортиз долго изучали историю болезни 14-летнего мальчика, пациента из клиники доктора Ортиза. Подросток находился там с диагнозом опухоль мозга. Юноша пребывал в полном рассудке и сохранял сознание до самой кончины, жаловался только на головную боль. Когда патологоанатомы произвели вскрытие, то были изумлены. Вся мозговая масса оказалась полностью отделена от внутренней полости черепной коробки. Большой нарыв захватил мозжечок и часть головного мозга. Врачи были изумлены: чем же думал мальчик?

Немецкий исследователь Хуфланд столкнулся с еще более невероятным фактом. Он вскрыл черепную коробку человека, которого разбил паралич. И в буквальном смысле слова потерял дар речи. Вместо мозга он обнаружил там 11 унций (29,8 г) воды! Между тем, больной до самой своей кончины сохранял все умственные и физические способности.

Наконец, гипотезу о том, что сознание существует независимо от мозга, подтверждают и исследования, проведенные недавно голландскими физиологами под руководством Пима ван Ломмеля. Результаты широкомасштабного эксперимента были опубликованы в авторитетнейшем английском журнале «The Lancet». Вердикт ученых граничит с фантастикой: они утверждают, что имеют неопровержимые доказательства тому, что сознание существует даже после того, как мозг перестал функционировать. Иными словами, сознание «живет» само по себе, абсолютно самостоятельно. Что же касается головного мозга, то это вовсе не мыслящая материя, а орган, как и любой другой, выполняющий строго определенные функции. Очень может быть, мыслящей материи, даже в принципе, не существует, заявил ван Ломмель.

К таким же выводам, но несколько раньше, пришли английские исследователи Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона. Они обследовали пациентов, возвратившихся к жизни после остановок сердца, и установили, что некоторые из них точно пересказывали содержание разговоров, которые вел медицинский персонал, пока те пребывали в состоянии клинической смерти. Другие давали точное описание произошедших в этот временной отрезок событий.

Сэм Парния утверждает, что мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли. Во время клинической смерти действующее независимо от головного мозга сознание использует его как экран. Как телеприемник, который вначале принимает попадающие в него волны, а затем преобразует их в звук и изображение.

Комментируя результаты исследований, полученных английскими и голландскими учеными, главный научный сотрудник Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, доктор медицинских наук Эдуард Костандов высказал следующие соображения. Вот короткое интервью, которое он даль корреспонденту «Российской газеты» в 2002 году.

- Утверждение, что сознание живет вне мозга и вылетает с душой - полная чепуха, - сказал Эдуард Арутюнович. - Что касается души, то ведь никаких фактов ее существования нет, кроме высказываний людей, прошедших реанимацию. Скорее всего, это некие процессы в умирающем мозге, вызывающие иллюзии перед погружением в темноту.
- Но почему все же ученые уже много лет упорно занимаются этой проблемой?
- Серьезные ученые этим не занимаются. А несерьезные... Не надо забывать: ученые тоже люди, пожилые, и не могут примириться с тем, что их не будет. Вот и стараются подтвердить религиозные мифы: вдруг, правда?»

На наш взгляд, очень категорично. Однако, похоже, что основания для этого в последнее время появились. В конце 2002 года швейцарские нейрофизиологи из Женевского и Лозанского университетов обнаружили нервный центр, благодаря которому некоторые люди видят мистические галлюцинации.
Жертвы инсультов и мучительных мигреней, эпилептики и многие из побывавших в состоянии клинической смерти, как уже говорилось, утверждают, что на какое-то время покидали свое тело и могли со стороны наблюдать его, свободно паря в пространстве.
Исследователи подвергали стимуляции слабым электрическим током некоторые участки коры головного мозга во время операции пациентки, страдающей эпилепсией. Женщина находилась в сознании и могла описать свои ощущения. Когда экспериментатор затронул определенную зону в мозгу, больная сообщила, что чувствует, будто ее тело куда-то проваливается и становится невесомым. Когда силу стимуляции увеличили, ей показалось, что она видит себя лежащей в кровати, причем смотрит на себя сверху. Повторение процедуры вызывало тот же эффект, и у ученых не осталось сомнений: то, о чем им сообщила пациентка, соответствует ее истинным ощущениям.
Результаты этого и многих других экспериментов подвели профессора Олафа Бланка и его коллег к заключению, что подобные ощущения вызваны несогласованностью работы нервных центров, управляющих зрительными и осязательными ощущениями, а также чувством равновесия. Исследования ученых были опубликованы в 2002 году во всемирно известном журнале Nature. Вывод специалистов таков: причина несбалансированности действий участков головного мозга кроется в чрезмерном перевозбуждении нервного центра, находящегося в коре правого полушария. Именно здесь и находится точка, порождающая ощущение, что душа отлетает от тела.

Но если это так, то как объяснить факт, когда отделившаяся от тела «душа» видела, что делается в других помещениях больницы, где друзья и родственники с нетерпением ждут результатов операции. Более того, она фиксировала, кто действительно переживает, а кто только делает вид.

 1   оглавление   3    4    5    6  
 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум