п
с
и
х
о
ф
и
3
и
о
л
о
г
и
я

к
о
р
о
т
к
и
е

с
т
а
т
ь
и

 3

 

ИНТЕЛЛЕКТ...

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ 
galactic.org.ua 

 

ЧЕЛОВЕК 

 


Рентгеновское исследование причастно к нарушению интеллекта

06.01.2004.  www.pereplet.ru
Дети, которые подвергались минимальному радиоактивному излучению (например, компьютерной томографии) во взрослом возрасте подвержены снижению интеллекта и нарушениям познавательных функций. Доктор Per Hall из Karolinska Institute (Стокгольм, Швеция) считает, что в связи с этим необходимо уменьшить рентгеновские исследования при минимальных мозговых травмах. Количество мальчиков, которые могли продолжить обучение в средней школе, уменьшалось при увеличении дозы облучения. Европейская комиссия поддержала мнение авторов, которые считают, что прежде чем проводить КТ мозга, необходимо взвесить пользу и потенциальный вред данной процедуры.

Сканирование головного мозга станет одним из методов проведения тестов IQ
В будущем проверка умственных способностей, возможно, будет осуществляться не с помощью необъятных вопросников, а путем сканирования головного мозга. На это позволяет надеяться открытие американских ученых из Вашингтонского университета (г. Сент-Луис) и Гарвардского университета (Кембридж, штат Массачусетс), которое доказывает, что головы у "светлых голов" действительно "светлее", чем у остальных людей.
Исследовательская группа, возглавляемая Джереми Греем из Вашингтонского университета, выявила, что в головном мозге есть "светлые" области, которые умные люди более эффективно используют для решения задач, пишет The Times. А поскольку эти области находятся в районах мозга, контролирующих внимание, есть шанс, что мы все сможем более продуктивно реализовывать свои интеллектуальные возможности, научившись лучше концентрироваться", - добавляет она.
 Это открытие поможет ученым объяснить, почему одни люди умнее других. Хотя, конечно, нельзя забывать и о том, что на умственное развитие и умственные способности влияют также другие факторы. В их число, как указывает доктор Грей, входят наследственность, питание и образование.

Обезьяну в человека превратил не труд, а трусость и коварство
25.07.2004.  Грани.Ру
Теория "бессовестного интеллекта" получила подтверждение. Ричард Бирн (Richard Byrne) и Надя Корп (Nadia Corp), психологи из британского Университета Святого Андрея (St Andrews University), нашли прямые свидетельства того, что приматы используют свой "разум" в первую очередь для обмана друг друга и извлечения таким образом личной выгоды. Те приматы и, в частности, человекообразные обезьяны, что лучше других умеют обманывать своих сородичей, обычно обладают и самым крупным мозгом (если сравнивать с размерами их тела).
Эта закономерность служит подтверждением так называемой теории "макиавеллевского интеллекта", иначе говоря, "бессовестного, вероломного, коварного, неразборчивого в средствах ума (по имени известного итальянского деятеля и мыслителя Николо Макиавелли (1469-1527), по всеобщему убеждению исповедавшего в политике пренебрежение нормами морали (макиавеллизм) и ради упрочения государства считавшего допустимыми любые средства).
Согласно этой теории именно выгоды от развития сложных социальных навыков и послужили когда-то причиной развития умственных способностей у приматов.
Случаи обмана среди приматов хорошо запротоколированы. Иногда самка гориллы может тайно спариваться с мужской особью, избегая таким образом оплеух от доминирующего самца. Или обезьяны изображают полнейшее равнодушие к вкусной пище, чтобы их соперники не прибежали и не украли ее. Бирн лично наблюдал за молодым павианом, который, чтобы избежать выговора от своей матери, внезапно вскакивал и внимательно высматривал что-то на горизонте, заставляя все остальное стадо впадать в панику - ведь поблизости могло оказаться стадо конкурентов. "Мы были искренне изумлены тем, что павианы способны на столь тонкий расчет", - говорит Бирн.
Бирн и Корп собрали воедино разрозненные наблюдения последних лет, свидетельствующие о том, что дикие приматы зачастую сознательно вводят в заблуждение своих соплеменников. Выяснилось, что частота подобных инцидентов прямо пропорциональна среднему объему коры головного мозга животных. Например, буш-бэби (Bush babies, род Galago из подотряда низших приматов) и лемуры, которые имеют относительно небольшие размеры коры головного мозга, были в числе наименее "трусливых". А в число тех, кто наиболее часто применял тактику введения своих соседей в заблуждение, входили макаки и крупные обезьяны - гориллы, шимпанзе, бонобосы (или бонобы, особый вид карликовых шимпанзе) и орангутанги - то есть те, что могут похвастаться относительно большими объемами коры головного мозга.
Все это вполне согласуется с той идеей, что естественный отбор приводил к появлению все больших размеров головного мозга именно для реализации более "изощренных" социальных взаимодействий, среди которых одной из основных "фишек" считался тактический обман.
"Возможно, если бы мы изучили как следует совместные, кооперативные действия в стаде и соответствующие навыки, мы бы пришли к аналогичным выводам, - говорит Бирн. - Сотрудничество и обман в этом смысле не противопоставлены одно другому, они в своей совокупности способствуют развитию социальных навыков". При этом еще не ясно окончательно, знают ли на самом деле приматы о том, что они вводят своими действиями кого-то там в заблуждение. Не исключено, что они просто и не могут иметь никакого понятия о том, что все это "непорядочно", поскольку просто вывели из опыта, что в результате такого-то поведения получают нужный им результат.

Серое вещество мозга влияет на интеллект
25.07.2004. | www.km.ru
Объем серого вещества способен влиять на IQ человека - человеческий интеллект зависит от объема определенных областей мозга. Исследователи пытаются определить биологические основы интеллекта уже не одно десятилетие. Более 25 лет назад была обнаружена слабая корреляция между IQ и общим размером мозга. Другие работы показали, что уровень интеллекта связан с размерами передней доли. В настоящее время общепринятая точка зрения заключается в том, что в этом процессе участвуют более тонкие характеристики, такие как скорость передачи нервного импульса в мозге или число связей между нейронами. Новое исследование ставит эту теорию под сомнение.
Ричард Хайер из университета Калифорнии и его коллеги применили технику магнитного резонанса, чтобы измерить объем серого вещества 47 взрослых людей, которые после этого прошли стандартный тест на IQ. Исследователи поделили мозг на части и проанализировали объем серого вещества в каждой из них. Серое вещество – разветвленная сеть нервных областей, которые, как считается, участвуют в обработке информации. Эта ткань богата скоплениями нервных клеток и невооруженному глазу кажется серой.
Исследователи выяснили, что у людей с более высоким IQ гораздо больше серого вещества в 24 из этих областей, чем у людей с низким коэффициентом. Однако только 6% общего объема серого вещества в мозге связано с IQ. Предположительно, дополнительный объем серого вещества позволяет более эффективно обрабатывать информацию.

Найдена связь между умением рассказывать истории и математическими способностями
03.08.2004.  Грани.Ру
Строгое математическое мышление и завиральное сочинительство обычно воспринимаются нами как совершенно различные таланты, редко сочетающиеся в одном и том же человеке, присущие, скорее, каким-то личностям-антиподам. Однако новое исследование из области психологии дошкольников, проведенное канадским профессором Даниэлой О'Нэйл (Daniela O'Neill) из Университета Ватерлоо (University of Waterloo), свидетельствует о том, что таланты хорошего рассказчика, проявившиеся в раннем детском возрасте, позволяют спрогнозировать появление у ребенка через пару лет и ярких математических способностей. Эта работа издана в июньском номере журнала First Language ("Первый язык").
В ходе экспериментов трех- и четырехлетним детям показывали книжку, содержащую исключительно картинки, и просили рассказать историю о том или ином персонаже. Ни один из детей перед встречей с экспериментатором в глаза не видел эту книгу. Дети были вольны рассказывать истории так, как им заблагорассудится. Два года спустя та же самая группа детей вновь оказалась в лаборатории. Им было предложено множество различных тестов, в число которых были включены и задачки, позволяющие выявить математические способности. И тогда выяснилось, что те дети, что блистали в качестве рассказчиков двумя годами ранее, оказались первыми и в математических тестах. "Некоторые аспекты сочинительства были явно связаны с проявившимися позднее математическими способностями. Наиболее тесная связь прослеживалась между математикой и умением связывать воедино все сюжетные линии в истории, способностью свободно перемещаться от одного действия к другому, ясно видеть перспективу развития сюжета, а также умением смотреть на события глазами разных персонажей, логикой и грамматикой", - объясняет О'Нэйл.
Из всего этого следует вывод, что развитие навыков рассказчика в раннем детстве может быть полезно и при подготовке детей к знакомству со школьной математикой. "Почти все дети погружаются в мир выдуманных историй прежде, чем они отправятся в школу и будут изучать там математику... Поэтому именно сочинение вместе с ребенком всяких историй - это именно то, чем каждый родитель может помочь будущей математической карьере своего чада, причем все это обойдется дешевле, чем покупка сложных развивающих игрушек или материалов", - говорит О'Нэйл.

Зачем человеку мозги...
10.08.2004. www.anomalia.narod.ru
Человека от остальных животных отличает целый ряд черт, но главное - это умственные способности и абстрактное мышление. Как установили исследователи из университета Миссури, способность разрешать затруднения в группе привела к тому, что мозг человека стал превосходить по размерам мозг любых других животных, что и дало роду Homo возможность эволюционного доминирования 1,5-2 миллиона лет назад.
Марк Флинн и Кэрол Уард совместно с Дэвидом Джеари разработали новую теорию происхождения человеческого интеллекта на основе новейших достижений палеоантропологии, когнитивной психологии и нейробиологии. На основе анализа размеров мозга, тела и археологических свидетельств занятий древних людей, а также сопоставления наших умственных способностей со способностями приматов, исследователи подтвердили справедливость теории зоолога Ричарда Александера.
Эта теория гласит: большой мозг возник у человека, чтобы вести переговоры и участвовать в сложных социальных взаимоотношениях. Она противоречит большинству традиционных теорий, согласно которым развитие мозга связано с использованием инструментов и охотой.
По словам Уард, человеческий мозг менее чем за 3 миллиона лет увеличился на 250%, особенно в области коры, связанной с умственным развитием. Она настаивает на важности сложных социальных связей для такого скачка в человеческой эволюции. "На каком-то этапе конкуренция с другими гоминидами стала движущей силой и фактором экологического доминирования предков человека". Другой важный фактор, по мнению авторов работы - способность прогнозировать и моделировать поведение окружающих.

Наука поможет создавать поэмы
28.05.2005.  Грани.Ру
С 26 по 29 мая в Лос-Анджелесе проходили заседания 17-й ежегодной конференции Американского психологического общества (American Psychological Society). Среди множества сделанных там сообщений были и такие, которые заранее получили статус "выступлений на горячую тему" (Hot Topic Talks). В их числе оказался доклад известного нейропсихолога Вилайанура Рамачандрана (Vilayanur S. Ramachandran), лауреата многих международных научных премий, директора Центра исследований мозга и сознания (Center for Brain and Cognition) при Калифорнийской университете в Сан-Диего. За весьма специальным названием "Роль височно-затылочно-теменного соединения и зеркальных нейронов[1] в метафорическом представлении конкретных действий" (Role of Temporal-Parietal-Occipital Junction and Mirror Neurons in Action-Metaphors) скрывалось весьма нетривиальное содержание. Профессор Рамачандран и его коллеги выявили ту область человеческого мозга, которая позволяет нам описывать события и явления окружающего мира посредством образной речи. Вряд ли стоит доказывать, что без этой способности не было бы у нас ни великой литературы (особенно поэзии), ни ораторского искусства, ни фольклора, ни мифов, ни религии. Впрочем, еще неизвестно, как бы обстояло дело и с научным мышлением, оно ведь тоже широко оперирует метафорическими конструкциями.
Метафорами мы пользуемся постоянно, даже когда этого и не осознаем - как мольеровский Журден, который не подозревал, что говорит прозой. Слово это греческое, в русском переводе - перенесение. Лингвисты определяют метафору как речевой перенос свойств одного объекта на другой, который формально ими не обладает - например, "вой ветра" или "шепот листвы". Языковая метафора - это оборот устной или письменной речи, построенный на употреблении слов и выражений не в буквальном, а в переносном смысле, не по прямому назначению, а по аналогии. Можно сказать, что такая метафора - это замаскированное сравнение. В более широком смысле метафора - это мысленный "трюк", который представляет явление или ситуацию в нестандартной проекции, под необычным углом зрения, не однолинейно, а многозначно. Именно поэтому метафора служит мыслительным инструментом, который позволяет взглянуть на привычные вещи со стороны и осознать новизну через уже известное. Не случайно замечательный испанский философ Хосе Ортега-и-Гассет как-то заметил, что поэзия изобретает метафоры, а наука их использует. Впрочем, это верно только в генетическом смысле, поскольку поэзия возникла раньше науки и, следовательно, раньше освоила метафоры. А что до самого изобретения метафор, то наука в этом плане вряд ли уступит искусству. Скажем, гениальная идея Майкла Фарадея о существовании силовых полей или не менее поразительная догадка Чарльза Дарвина об эволюционной роли естественного отбора - это ведь чистой воды метафоры, которые, как оказалось, обладают гигантским эвристическим потенциалом.

Таким образом, способность к метафорическому мышлению сильно расширяет возможности нашего интеллекта. Поскольку мы воспринимаем окружающий мир через знаковые системы, эта способность в конечном счете восходит к употреблению языковых метафор. А коль скоро мы можем говорить метафорически, значит, в нашем мозгу имеются какие-то центры, которые обеспечивают нам такую способность. Их местонахождение и выяснили нейрофизиологи из Сан-Диего.

МОЗГ ИНТЕЛЕКТЭтому открытию, как нередко бывает, помог случай. Рамачандран и его ассистенты занимались четырьмя пациентами, которые перенесли инсульт или страдали раком мозга. У всех этих больных имели место дефекты в работе левой угловой извилины, месте соединения височной, теменной и затылочной долей коры левого полушария. Она находится чуть выше левого уха и размерами не превышает грецкий орех. Давно известно, что серьезные поражения левой угловой извилины приводят к анемической афазии, неспособности правильно вспомнить нужное слово или название. Однако у пациентов Рамачандрана наблюдалась иная клиническая картина. Эти люди могли совершенно нормально говорить и понимать чужую речь - но за одним существенным исключением. Они были не в состоянии расшифровать скрытый смысл пословиц и метафорических афоризмов, даже самых общеизвестных. Например, одна пациентка извлекла из ходячей фразы "Не все то золото, что блестит" всего лишь совет получше приглядываться к украшениям, выставленным в витринах ювелиров.

Выявив эту тенденцию, исследователи пошли дальше. Угловая извилина расположена поблизости от тех зон коры больших полушарий, где обрабатывается информация, поступающая от органов зрения, слуха и обоняния. Поэтому профессор Рамачандран решил проверить, могут ли его пациенты проецировать друг на друга сигналы, приходящие по различным сенсорным каналам. Он предполагал, что эта способность у них будет нарушена, поскольку такие мыслительные операции где-то сродни метафорической речи. И эта гипотеза полностью оправдалась. Пациенты не могли связать изображение пилы с воющим звуком или проследить другие подобные аналогии, вполне очевидные для людей с нормально работающим мозгом.

У человека угловые извилины коры головного мозга гораздо больше, чем у высших обезьян. Как считает профессор Рамачандран, этот анатомический факт свидетельствует о том, что эти разделы мозга крайне важны для полноценной работы сознания. По его мнению, левая угловая извилина не только управляет формированием языковых метафор, но и играет ключевую роль в абстрактном мышлении.

Рамачандрану пока еще не попадались пациенты со сходными поражениями правой угловой извилины, однако он не сомневается, что наблюдения за ними принесут немало интересного. Принято считать, что у абсолютного большинства людей левое полушарие в первую очередь управляет работой языкового аппарата, в то время как правое отвечает за восприятие пространства. Если обе угловые извилины контролируют образное мышление, то дефекты в работе правой извилины должны нарушать способность к формированию пространственных метафор. Так ли это, покажут будущие исследования. И, кто знает, вдруг когда-нибудь удастся посредством стимулирования угловых извилин активировать способность к метафоризации и тем самым увеличивать потенциал творческого мышления. Пока это предположение звучит чистой воды фантастикой, но ведь в наше время она быстро становится реальностью.
---------
Примечание
[1]
Смотрите статью о "зеркальных нейронах

Головоломки и кроссворды омолаживают мозг
08.09.2005. The Times
Умственные упражнения могут на несколько лет уменьшить возраст мозга людей старше 60 лет, улучшив их память и отсрочив спад интеллектуальной деятельности. Об этом объявили ученые на научном фестивале Британской ассоциации.
Познавательные задачки и ментальные стимуляции, такие, как кроссворды и головоломки, могут снизить возраст мозга на 14 лет, сообщил профессор Иэн Робертсон из колледжа Тринити в Дублине. "Мозг - это пластичный организм, формируемый нашей деятельностью, - сказал он. - Мы становимся более здоровыми, и продолжительность жизни увеличивается, но самая большая угроза при старении населения связана с функцией мозга".
Люди старше шестидесяти, которые принимали участие в программе по аэробике - достаточно сложной, чтобы у них участилось дыхание и сердцебиение, - продемонстрировали улучшение умственных способностей. Особенно заметны были улучшения во фронтальных долях мозга, которые отвечают за способность организовываться, принимать решения, за чувство юмора, внимательность и способность к запоминанию.
Упражнения помогают за счет того, что способствуют вырабатыванию химического вещества, которое стимулирует рост новых связей в мозге, за счет увеличения уровня серотонина, который влияет на настроение, и за счет образования новых кровеносных сосудов, питающих мозг.
"Для людей старше 50 лет упражнения - это волшебное средство, которое помогает сохранять остроту ума, память и откладывает потерю умственных способностей", - говорит профессор Робертсон.
Не менее важна хорошая диета, так как продукты, содержащие насыщенные жиры, ускоряют спад умственной деятельности. Сильный и продолжительный стресс также может оказать вредное воздействие.
Робертсон, чья новая книга называется "Острый ум навсегда", говорит, что умственные упражнения - это очень хороший способ сохранить память, которая страдает в первую очередь при спаде умственной деятельности. Идея заключается в том, чтобы не позволять мозгу впадать в лень и вернуть его к той насыщенной работе, которую он осуществлял в молодости. "Одна из причин, по которой наша память нас подводит, когда мы стареем, заключается в том, что мы не набрасываемся на информацию с той же жадностью, что в молодости", - говорит он.
Это было подтверждено в ходе исследований с применением сканирования мозга. Когда молодые люди получают список слов, которые они должны запомнить, можно увидеть активную работу левой части фронтальной доли их мозга, а также основного центра памяти в гиппокампе. Однако когда точно такое же задание получают 70-летние, их левая лобная доля была задействована не так сильно, и, вероятно, поэтому они хуже запоминали.
Однако пожилые люди могут активировать такой тип запоминания, более систематически заставляя себя проделывать умственные упражнения. Основной принцип заключается в том, чтобы дополнять процесс запоминания дополнительным умственным заданием, при котором будут задействованы фронтальные доли.
Такие упражнения вкупе с деятельностью, занимающей мозг, могут дать замечательные результаты. Профессор Робертсон приводит в качестве доказательства пример трех тысяч человек в возрасте от 65 до 94 лет, которые в ходе исследования проделывали умственные упражнения по запоминанию, решали задачи или работали над скоростью реакции с помощью компьютерных игр.
По сравнению с контрольной группой, представители которой ничего подобного не делали, участники эксперимента демонстрировали повышение мозговой функции. "Другими словами, эти тренировки омолодили мозг добровольцев примерно на 10 лет, - говорит Робертсон. - По мере того как средний возраст населения увеличивается, люди должны дольше сохранять умственную активность. В будущем мы должны будем поддерживать работу мозга точно так же, как работу тела".

Практические советы

- Поупражняйтесь в запоминании объектов, ассоциируя каждый из них с образом. Таким образом активизируется мозговая циркуляция, а способность к запоминанию возрастает.
- Представьте себе знакомую дорогу и ассоциируйте каждый пункт списка с каким-то пунктом на пути. Вы можете представить себе, как оставляете каждый из объектов в списке в определенных местах: бутылку молока - у почтового ящика, буханку хлеба - у двери соседа.
- Комплексные вещи, которые трудно запомнить целиком, можно разделить на части. Например, длинный номер телефона разбить на группы по три цифры. Это улучшает память и повышает внимательность.
- Читая газету, мысленно составьте конспект, вначале прочитав только заголовки, а затем быстро пробежав текст в поисках фактов. О чем идет речь? Кто главные действующие лица? Составьте представление о статье, затем прочитайте ее полностью. Составленная структура поможет запомнить больше.
- Внимание - лучший путь к успеху. Иногда по пути на работу мы не помним ничего, что встретилось нам на пути, потому что внимание отключено. Чтобы предотвратить это, старайтесь думать. Спрашивайте себя: "Где я? Что я делаю?" Таким образом вы активизируете внимание и упражняете мозг.
- Играйте в игры, требующие умственной концентрации: разгадывайте кроссворды, головоломки, играйте в компьютерные игры. Напрягая мозг, такие занятия помогают продлить его молодость.

 1    2   оглавление   4    5    6  
 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум