п
с
и
х
о
ф
и
3
и
о
л
о
г
и
я

к
о
р
о
т
к
и
е

с
т
а
т
ь
и

 6

 

ИНТЕЛЛЕКТ...

ЛАБОРАТОРИЯ ПРОСТРАНСТВ 
galactic.org.ua 

 

ЧЕЛОВЕК 

 

 

Тест за 10 минут оценит скорость работы мозга
28.03.06. www.positscience.com
Американская компания Posit Science, расположенная в Сан-Франциско, разработала интерактивный тест, с помощью которого возможно исследовать некоторые функции головного мозга.
Оценка скорости работы мозга базируется на определении скорости, с которой человек слышит. "Скорость слухового восприятия довольно важна, так как большинство информации, получаемой нами в течение дня, является речью", - заявили в компании. "Увеличение мозговой активности при помощи нашего продукта Brain Fitness, позволяет воспринимать информацию быстрее и качественнее, лучше запоминать и обрабатывать", - добавили разработчики на пресс-конференции.
Десятиминутный тест позволяет выяснить, насколько быстро человек определяет различные звуки, кликая "мышкой" по стрелкам. После прохождения теста система выдает отчет о скорости работы головного мозга в миллисекундах. Сравнительный анализ исследовательских данных позволил разработчикам установить, что скорость восприятия людьми информационного потока значительно возросла за несколько последних десятилетий.
 


Способности к изучению иностранных языков
"Извилина Хешла" отражают способности к изучению иностранных языков (авторское право доктора Нарли Голестани)
 

Способность изучения иностранных языков

Способности к изучению иностранных языков связанны со строением мозга
10.04.2006.  ГАЗЕТА.GZT.ru
Исследование, проведенное доктором Нарли Голестани и его коллегами учеными-неврологами из Университетского колледжа Лондона обнаружило, что у людей cо способностями к изучению иностранных языков больше белого вещества в одной из мозговых извилин.
В эксперименте, результаты которого опубликованы в журнале New Scientist, принимали участие 65 французов в возрасте от 21 до 30 лет, причем ни один из них не обладал глубоким знанием иностранных языков или специальными лингвистическими навыками. Волонтеров просили различить разные звуки - к примеру, два звука "д", произнесенных по-французски и на хинди. Первый произносят, прижимая кончик языка к зубам, второй - поднимая его к нёбу. Звуки получаются крайне похожими, но все же не совсем одинаковыми. По словам Голестани, это различие можно уловить в первые 40 миллисекунд.
Ученые усложняли акустические задачи, одновременно фиксируя скорость, с которой участники эксперимента смогли обработать полученную звуковую информацию. У самых быстрых это заняло не более 8 минут, однако многие продолжали гадать даже 20 минут спустя. Одиннадцати наиболее чутким слушателям и десяти отстающим сделали магнитно-резонансную интроскопию мозга. Ученые обнаружили, что у самых одаренных в области мозга, которая называется извилиной Хешла и отвечает за обработку звука, содержится в среднем на 70% больше белого вещества, чем у рядовых участников эксперимента. Кроме того, у этих «потенциальных полиглотов» наблюдалась заметная асимметрия теменных долей головного мозга – левая была несколько больше правой.
Руководитель эксперимента доктор Нарли Голестани считает, что скорость распознавания звуков зависит от белого вещества, которое отвечает за связи между разными отделами мозга. Белое вещество участвует в обработке звуковой информации на низком уровне – так называемой первичной коры мозга.
«Значение исследования состоит в том, что мы начинаем понимать, как форма и структура мозга могут информировать нас о способностях людей или каких-то отклонениях», – говорит Голестани. "Мы уже сейчас можем пытаться предсказывать, способен ли тот или иной человек к изучению языков", - заявила он. По ее словам, эксперимент проясняет картину того, почему одни люди оказываются в данной области успешнее других. В то же время Голестани отмечает, что в рамках этого исследования речь идет только о способности человека воспринимать звучание иностранных языков, и эти выводы нельзя распространить на другие лингвистические навыки - например, усвоение грамматики.
Теперь ученым предстоит провести новые исследования, которые должны объяснить природу различия мозга у людей, и в частности ответить на вопрос, определено ли оно генетически или является результатом приобретенного опыта. Команда Голестани уже приступила к эксперименту с участием специалистов по фонетике, чтобы выяснить, нет ли связи между структурой их мозга и количеством времени, затраченным ими на обучение своему ремеслу.
--------
- Изучение языка - это большая работа по формированию звуковых образов, - считает руководитель лаборатории когнитивных функций мозга Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН доктор медицинских наук Эдуард Костандов. - Кто больше работает, у того растет и объем работающего органа. Возьмите скрипача, который ежедневно упражняется, или пианиста - у них объем участка мозга, отвечающего за распознавание звуков, тоже будет больше. И в принципе у профессиональных музыкантов при прослушивании музыки активизируется левое полушарие, а у обычных людей - скорее правое.
- Работа интересная, - комментирует новость директор академического Института мозга человека (Санкт-Петербург) член-корреспондент РАН Святослав Медведев. - Но важно помнить, что объем какой-то области мозга далеко не всегда коррелирует с функцией. Известно, что самый большой объем мозга у дебилов. Изучение языка - сложный процесс, в который вовлечены многие участки коры головного мозга и подкорковые структуры. Вполне возможно, что извилина, привлекшая внимание ученых, - лишь "оконечная" область процесса, которая отражает результат.
Подобно тому, как мы видим результат работы компьютера на мониторе, но ведь работает-то весь системный блок. Исследования несомненно надо продолжать, к примеру, посмотреть, что происходит со способностями к языкам у тех, у кого извилина Гешля окажется поражена травмой или болезнью.

Раскрыт секрет мышления великих гроссмейстеров
12.04.2006.  Правда.Ру
Группа ученых-психологов преподнесла подарок всем любителям шахмат - показала, как рассуждают великие мастера. Как выяснилось, хитрость заключается в том, чтобы попытаться опровергнуть нравящуюся вам теорию, а не искать аргументы в ее поддержку - точно также, как должны поступать ученые. 
Решая, какой сделать ход, шахматисты воспроизводят в уме дальнейшее развитие событий для любого хода, зачастую заглядывая на восемь ходов вперед. Поэтому Мишель Коули из колледжа святой Троицы в Дублине захотелось выяснить, как разные шахматисты проверяют, какие стратегии игры будут выигрышными. 
С этой целью она нашла 20 шахматистов-добровольцев самого разного уровня. Каждому она дала шесть ситуаций на доске, в которых не было очевидного начального хода, а у обеих сторон были равные шансы на выигрыш. Каждый игрок должен был проговаривать свои размышления вслух. Качество предложенных ходов исследовательница оценивала с помощью шахматной компьютерной программы Fritz 8. 
Исследовательница выяснила, что новички более склонны убеждать себя в благоприятности плохих ходов, рассматривая по преимуществу действия противника, которые могут пойти им на пользу, и игнорируя те возможные действия противника, что ухудшат их положение. Напротив, мастера, как правило, точно оценивают исход ходов, способных ослабить их положение. Более того, мастера гораздо больше думают о действиях соперника, чем о своих собственных. 
Теперь исследовательница собирается провести подобное исследование среди тех, кто учится играть в шахматы - чтобы выяснить, на каком этапе люди начинают мыслить таким "профессиональным" образом.

Обнаружен новый ген, определяющий умственные способности
02.05.2006. www.ufolog.ru
Исследование, проведенное сотрудниками Института медицинских исследований Файнштейна в соавторстве с учеными из Бостонского центра генетических и геномных исследований, опубликовано в майском выпуске журнала Human Molecular Genetics. Американским исследователям удалось установить ген, полиморфизмы которого оказывают существенное влияние на умственные способности человека.
Ученые проанализировали генетические особенности и уровень умственного развития 213 больных, страдающих шизофренией и психоневрологическими расстройствами, и сравнили полученные данные с результатами обследования 126 здоровых людей. Внимание исследователей было сосредоточено на 6 известных полиморфизмах (вариациях) гена дисбиндина-1 (dysbindin-1, DTNBP1). Им удалось обнаружить статистическую зависимость между одной специфической комбинацией полиморфизмов гена и снижением умственных способностей как у страдающих психическими заболеваниями, так и у здоровых индивидов.
"Много данных свидетельствует, что познавательные способности, интеллект, в значительной мере находятся под влиянием генетических факторов. Существующие данные уже предполагают, что дисбиндин может влиять на познание, — сказала доктор Кэтрин Бердик (Katherine Burdick), один из авторов работы. — Мы смотрели на несколько вариаций последовательности ДНК в пределах этого гена и нашли, что одна из них была связана с низкой общей когнитивной способностью в группе риска, по сравнению с контрольными группами, не несущими такой вариант".
Специфическая роль дисбиндина в регуляции деятельности центральной нервной системы остается малоизученной, однако известно, что этот протеин в больших количествах присутствует в зонах коры головного мозга, отвечающих за память, понимание, обучение и принятие решений.
Согласно предположению ученых, дисбиндин обеспечивает коммуникацию между нервными клетками коры головного мозга. Генетически обусловленное изменение структуры белка приводит к нарушению коммуникации и потере жизнеспособности большого числа нервных клеток, что и является причиной низкого уровня умственного развития индивида.
Доля дисбиндина в общей совокупности факторов наследственности, определяющих умственные способности и интеллект, составляет 3%, полагают исследователи. Они подчеркнули, что данный ген отвечает лишь за крошечную долю тех способностей, которые вместе принято считать интеллектом. Здесь, очевидно, имеется влияние ещё множества генов и их работы, зависящей, к тому же, и от внешних факторов (типа экологии) и, как ни удивительно, даже от образа жизни.
(см. подборку "Генетика")

5 продуктов, которые усиливают умственные способности
12.05.2006. www.inauka.ru
Научный журнал Psychology Today опубликовал статью, посвященную продуктам питания, которые способствуют увеличению умственных способностей. Ученые пришли к выводу, что продукты, полезные для сердца, полезны также и для мозга. Исследователи считают, что умнее всего люди становятся от клюквы. В ней содержится больше всего антиоксидантов, которые вступают во взаимодействие со свободными радикалами кислорода. Эти радикалы делают гормон холестерол вредным для сердца и сосудов, а также отвечают за ухудшение памяти и работы опорно-двигательного аппарата с возрастом. Исследования на крысах показали, что диета, основным компонентом которой является клюква, приводит к улучшению памяти, а также к более сбалансированной работе опорно-двигательного аппарата в пожилом возрасте.
Второе место после клюквы занимает черника. Эта ягода обладает всеми теми же свойствами, что и клюква, только антиоксидантов в ней немного меньше. Но зато в ней содержатся вещества, улучшающие зрение.
Третье место поделили между собой крупнолистная свекла и капуста. Вещества, содержащиеся в этих овощах, разрушают ферменты, которые в большом количестве приводит к развитию болезни Альцгеймера и снижению когнитивной функции.
Вслед за овощами идет жирная рыба. Такие сорта рыбы, как лосось, сардины и сельдь содержат жирные кислоты, которые также расщепляют вредные ферменты. Исследования показали, что, если хотя бы раз в неделю употреблять в пищу один из сортов жирной рыбы, то можно в значительной степени снизить вероятность заболевания болезнью Альцгеймера.
Почетное пятое место в рейтинге "умной" еды занимает шпинат. Ученые установили, что шпинат замедляет появление проблем в нервной системе, вызванных старением, а также препятствует возникновению нарушений познавательных способностей.

Из книги "Латеральное мышление"
Боно Эдвард" гл.5  на galactic.org.ua
...Один из способов избежать жесткости слов заключается в том, чтобы мыслить на основе наглядных образов, не пользуясь словами вообще. Опираясь на эти образы, человек вполне способен мыслить последовательно. Трудности возникают лишь тогда, когда мысль нужно выразить словами. К сожалению, мало людей способны мыслить визуально, да и не все ситуации могут быть проанализированы посредством зрительных образов. Тем не менее привычку к визуализации мышления стоило бы приобрести, ибо зрительные образы обладают такой подвижностью и пластичностью, какой не обладают слова.
Визуальное мышление означает не просто использование первичных зрительных образов в качестве материала мышления. Это было бы слишком примитивно. Визуальный язык мышления использует линии, диаграммы, ответа, графики и массу других средств для того, чтобы проиллюстрировать те соотношения, которые было бы весьма затруднительно описать обычным языком. Подобные зрительные образы легко меняются под влиянием динамических процессов и, кроме того, дают возможность показать одновременно прошедшие, настоящие и будущие результаты влияния любого процесса...

 1    2    3    4    5   оглавление
 

   

- человек - концепция - общество - кибернетика - философия - физика - непознанное
главная - концепция - история - обучение - объявления - пресса - библиотека - вернисаж - словари
китай клуб - клуб бронникова - интерактив лаборатория - адвокат клуб - рассылка - форум