|
Буддизм - проповедовавшееся ок. 560-480 до Р.X. Буддой (Будда
- просветленный) Гаутамой
(Готамой) священное учение. Согласно этому учению, все в мире «преходяще, не
имеет самости (постоянной субстанции), а поэтому полно скорби
(неудовлетворенности)».
Каждое отдельное существо представляет собой преходящую
комбинацию действующих жизненных сил, которые, согласно вечным законам,
возникают и снова исчезают в функциональной зависимости друг от друга (дхарма).
Постольку ни одно злое или доброе дело не проходит бесследно, то каждый поток
индивидуальной жизни (видимая личность), как этого требует
карма, после
смерти
находит продолжение в потустороннем существовании. Моральные поступки ведут к
очищению, совершающемуся путем прохождения через отдельные ступени; познание и
преодоление жажды (стремления к жизни) ведет к освобождению (см.
Нирвана).
Старое плюралистическое учение о спасении (хинаяна, т.е. «малая колесница») со
временем развилось в монистическую махаяну («большая колесница»);
дхармы не
имеют действительного значения, в
реальности существует только непостижимая шунья (пустота), которая тождественна с нирваной и только под влиянием
иллюзии
проявляется как мир в его многообразии (см. Индийская философия).
Активистская
этика махаяны считала, что высшим идеалом для ученика Будды должен быть не архат
(святой) с его стремлением достигнуть спасения для себя самого, а боддисатва
(будущий наместник Будды), который ставит своей целью бескорыстной любовью ко
всем существам вести других к спасению.
Особенностью буддийского учения
является его практич. направленность. С самого начала буддизм выступил не только против особого значения
внешних форм религ. жизни, в частности ритуальности, но и против
абстрактных спекуляций, характерных
для концепций брахманизма, и выдвинул в качестве центральной проблему бытия личности.
Осн.
содержание буддийских книг - практич. доктрина "спасения", или "освобождения". Она изложена в учении о
"четырёх благородных истинах":
существует страдание,
причина страдания,
состояние освобождения от
страдания,
путь, ведущий к освобождению от страдания.
С одной стороны, страдание и освобождение предстают как исключительно
субъективное
состояние, с другой стороны (особенно в системах развитых школ буддизма) - как
некая "реальность", имеющая и объективную (космическую) основу.
Подчеркнув
в качестве исходного положения, что вообще бытие - это страдание, буддизм определяет страдание прежде всего
не как переживание какого-то конкретного состояния, а как ожидание этого состояния, ожидание реального
страдания, более того - ожидание эффектов самого этого ожидания: ощущений страха, тревоги и пр. Т.е.
страдание в буддизме выступает как состояние бесконечного беспокойства, как
состояние общей нелёгкости, напряжённости, неудовлетворённости. В этом смысле
страдание оказывается эквивалентом желания, которое считается в буддизме
психологической причиной страдания.
Буддийское представление о бытии как страдании
усугубляется тем, что буддизм принимает концепцию бесконечности перерождений (сансара). Смерть в
буддизме, таким
образом, не кара, не трагедия и не освобождение, а переход к новой жизни и поэтому - к новым страданиям.
В основе интерпретации страдания как космич. реальности лежит представление о жизнедеятельности
личности в связи с внеш. миром, в частности о
психофизических элементах этой жизнедеятельности,
называемых дхармами.
Дхармы вспыхивают, исчезают и появляются вновь, т.е. находятся в постоянном
волнении, вызывая своей неустойчивостью ощущение страдания. Это вечное вспыхивание и исчезновение
часто уподобляется в буддийской лит-ре горению пламени светильника с характерным для
буддизма
подчёркиванием становления вместо ставшего, процесса - вместо субстанции.
Следствием признания
существования дхарм является отрицание буддизмом
души как неизменной
духовной
сущности и отождествление
человеческого "я" с совокупным функционированием пяти наборов дхарм, т.н. скандх:
чувственное бытие
организма в целом,
эмоции,
представления ,
кармические волевые импульсы и
сознание.
Буддизм
исходит из того, что цель неотделима от средства её осуществления. Поэтому в
буддизме освобождение прежде
всего выражено в категориях пути, т.е. предстаёт как "правильное
поведение" и "правильное
знание".
В буддизме
нет жёсткого канона поведения и по существу отрицается значение любой внеш. формы поведения.
Особенно это положение подчёркнуто, напр., в раннем буддизме, дзэн и др.
В нравственном плане это означает
признание разнообразия и относительности нравственных норм, уравнение нравственнопротивоположных
действий, отсутствие понятий ответственности и вины как чего-то абсолютного.
Гл. чертами буддийской нравственности в её внешнем выражении являются терпимость, "текучесть"; это - мораль, всем равно
помогающая и одновременно всем далёкая.
В основе буддийской концепции поведения лежит сознание внутр. отдалённости субъекта всему, что его окружает. Буддизм считает удовольствие и добро не только равно
необходимыми, но и равно не необходимыми (что отчасти выражено буддисткой в доктрине т.н. среднего пути,
одинаково отвергающего погружение в чувств, удовольствия и умерщвление плоти). Его
идеалом является
человек, настолько занятый изменением своего внутреннего,
психического бытия, что при этом не
обязательно устранение обычных жизненных целей.
Буддийский идеал поведения органически связан с
представлением об истинном знании, гл. чертой которого является отсутствие направленности вовне (при
общей отзывчивости на всё) и созерцание внутреннего бытия.
Одним из осн. средств преобразования психики и
психофизиологии личности на пути к самоуглублению выступает практика буддийской йоги (дхьяны).
Состояние совершенной несвязанности внешним и самоуглублённости есть освобождение, или нирвана.
(См. Медитация)
В
текстах это состояние означает прекращение жизнедеятельности личности, остановку волнения
дхарм, переход их из состояния бытия проявленного в состояние непроявленного, истинного бытия.
Утверждая, что нирвана есть определённое психическое состояние субъекта, буддизм, в отличие от многих инд. религ.
и филос. систем, отрицает потусторонность освобождения от "этого мира".
Нирвана выступает вместе с тем
как своеобразный абсолют, причём в филос. аспекте абсолют в буддизме описывается как шуньята (букв. - пустота),
в религиозном - как дхармакая (органич. общность всего существующего), понимаемая как космическое
тело Будды.
По существу буддизм утверждает лишь бытие психологического процесса. Поскольку мир оказывается
вовлечённым в "я" (не существует противопоставления "я" и мира), для буддизма в строгом смысле не существует и
противопоставления субъекта и объекта, духа и материи.
Творческим началом, конечной причиной бытия
выступает волевое решение "я", понимаемого как некая духовнотелесная целостность. (Даже ваджараяна,
кажущаяся наиболее далёкой от осн. положений буддизма и представляющая собой особую систему йогической
практики созерцания, в к-рую в качестве важнейшей части включён эзотерический ритуал, служащий средством
концентрации "духовной силы", основана на общем принципе буддизма - утверждении особых потенциальных сил,
таящихся в целостности духовнотелесного бытия человека.)
Филос. позицию буддизма можно охарактеризовать как субъективноидеалистическую, однако внешний мир при этом включён в субъект не только как факт сознания,
но и как нечто реально существующее, хотя и не отчленённое от субъекта.
В буддизме из неабсолютной значимости всего существующего безотносительно к субъекту следует вывод о неабсолютности божества. В
буддизме нет
надобности в боге как творце, спасителе и проч., т.е. вообще как в безусловно верховном существе. И,
наоборот, остаётся возможность признания "не высших" божеств.
В буддийской концепции нет дуализма
божественного и небожественного, бога и творения, бога и мира.
Бог как высшее существо имманентен
(внутренне присущ) достигшему освобождения человеку, что по существу означает тождественность
человека Богу.
Направления и школы в буддизме подчёркивают те или иные его отд. тенденции.
В хинаяне учение о
личном спасении принимает форму проповеди, приемы личного совершенствования (идеал архата, т.е. лица,
"достигшего освобождения").
Махаяна отвергла изолированное стремление только к личному
освобождению. Вместо идеала архата она выдвинула идеал бодхисаттвы (букв, "тот, чья сущность -
просветление") - существа, отказавшегося от перехода в нирвану во имя спасения всех других существ.
В ходе
своего развития буддизм пришёл к признанию необходимости внеш. форм религ. жизни. Постепенно развивается
сложный культ почитания Будды и различных бодхисаттв, непосредственных помощников в спасении. Пантеон
буддийских божеств растёт за счёт введения в него как богов исконно инд. происхождения, так и
заимствованных из религий принявших буддизм народов. Гл. божествами считаются будды Гаутама, Амитабха,
Вайрочана, рассматриваемые как воплощение некоего единого Первобудды. Однако все боги
буддизма, включая
самого Будду, не становятся высшими божествами.
Культ охватывает все стороны жизни верующего,
начиная от семейнобытовых и кончая всеобщими праздниками, занимающими видное место в обществ,
жизни. Большое значение приобретают круговые обходы ступ (мемориальных и погребальных
куполообразных сооружений), поклонение статуям Будды и др. божеств, священным деревьям и др.,
возложение на алтарь храмов приношений и воскурение ароматич. свечей и пр.
Распространенно паломничество к священным местам, связанным прежде всего с мощами и следами Будды и его
учеников, а также с легендами об их подвигах.
Особенно усложнился культ в нек-рых течениях махаяны, в
частности в ламаизме.
Одновременно в махаяне развивается учение о религ. воздаянии, включавшее
представление об аде и рае.
Вскоре после возникновения буддизма появились также сангхи (монашеские общины),
упорядочившие и определенным образом регламентировавшие анархич. образ жизни первых последователей
буддизма. Из сангхи с течением времени выросла своеобразная религ. организация. Её роль стала весьма заметной с
появлением монастырей как постоянных мест жительства монахов. Монах стал выступать и как религ.
наставник. Естественно, что личность монаха, практически ставшего в глазах верующих на путь спасения и
уже поэтому оказавшегося окружённым ореолом исключительности, приобрела чрезвычайное значение. В
странах распространения хинаяны монашество играет до сих пор огромную роль в общественной жизни. Совет,
даваемый монахом - закон для верующего. Монастыри, превратившиеся в крупных земельных
собственников и в важные политич. центры, пользуются зачастую большим авторитетом у населения
(особенно в деревнях), чем правительственные учреждения. Однако вступление в монашескую общину и выход из
неё являются свободными.
Монах, даже в роли религиозного служителя и наставника, не имеет власти
прощать и карать и т.д.
Буддизм оказал существ, влияние на все стороны жизни и особенно на культуру
принявших его стран. Распространение буддизма способствовало созданию тех синкретич. культурных комплексов,
совокупность к-рых и образует т.н. буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись, лит-pa,
буддийская наука и схоластич. образованность), имевших наибольшее значение в эпоху раннего
средневековья. В развитии буддийской культуры в ср. века большую роль играли монастыри. Монахи
нередко выступали в качестве художников, писателей, врачей.
Социальная роль буддизма определяется осн.
положениями его догматики. Какие бы формы ни принимал буддизм в своём развитии, его центральным
принципом является идея о необходимости освобождения от пут профанического, "земного",
существования. Всякая связь, в т.ч. любая социальная, рассматривается буддизмом как
зло.
Отрешённость буддизма от всего
окружающего, его индивидуалистичность определяют и его глубокую асоциальность. С этим связано
устранение последователей буддизма от борьбы за социальные и политич. преобразования, от классовой борьбы.
Вместе с тем во мн. странах Азии известная часть буддистов и буддийского духовенства принимает участие
в обществ, и политич. жизни.
Структура, управление и степень централизации буддийской общины в разных странах различны. В
Бирме и на Цейлоне нет ни строгой централизации, ни прямой зависимости общины от гос. власти. В
Таиланде же буддизм является гос. религией (король возглавляет буддийскую общину). В Лаосе король также
считается главой местной буддийской общины.
Последователи буддизма, приверженцы хинаяны, составляли в 60-х
гг. 20 в. в Бирме, Лаосе, Камбодже и Таиланде ок. 90% населения, на Цейлоне - ок. 60%.
Махаяна имеет
последователей в Китае (ок. 17% населения), Японии (ок. 50%), Корее, Непале и др. Некоторое число
буддистов имеется в Пакистане, Индии (не более 1% населения), а также среди кит. и япон. иммигрантов в
Сев. (ок. 170 тыс. чел. ) и Юж. (ок. 140 тыс. чел. ) Америке. Кроме того, имеется небольшое число
новообращённых буддистов в США (ок. 16 тыс. чел. ), в Европе (ок. 8 тыс. чел. ).
Махаяна в её ламаистской
разновидности имеет приверженцев в МНР, а также на терр. России - в Бурятской,
Калмыцкой, Тувинской АССР, в Усть-Ордынском и Агинском Бурятских нац. округах Иркутской и
Читинской областей.
Буддийская община в России возглавляется Духовным управлением буддистов,
избираемым на духовном соборе. Председатель управления имеет духовное звание бандидо-хамболама. Его
резиденция помещается в Иволгинском дацане (монастыре), находящемся в 40 км к Ю. от Улан-Удэ.
В совр.
буддизме существует ряд междунар. организаций. Наиболее влиятельная - Всемирное братство буддистов,
созданное в 1950г. на Междунар. конгрессе буддистов в Коломбо (Цейлон).
Духовное управление буддистов России является членом Всемирного братства
буддистов.
- психология -
(А - В) (Г - З) (И - Л) (М - О) (П - С) (Т - Я)
- физиология - |
|
|